2003 год
Ардашева Н.И., Ковалева Е.Е. Сидорчук Т.А. Программа
по развитию мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста. –
Ульяновск, 2003. – 53 с.
Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.
Развитие мышления, воображения и речи дошкольников: Учебное пособие для
воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей.
– Ульяновск, ИПК ПРО, 2003. – 240 с.
Сидорчук Т.А. Несколько мыслей о ТРИЗ – ОТСМ в
Российской педагогике. / В Сб. методических материалов детского сада № 147
«Сосенка», г.Тольятти - 2003. – 9-17 стр.
Сидорчук Т.А. Творческие задачи в работе с
дошкольниками: В Сб. методических материалов ДОУ № 167 «Долинка» - Ульяновск,
2003. стр. 15.
Гуткович И.Я., Сидорчук Т.А. Обучение
дошкольников составлению текстов сказочно содержания. В сб. «Технология
обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания» - Самара, 2003
– стр. 4 –16.
Сидорчук Т.А. Алгоритм решения творческих задач
в работе с детьми дошкольного возраста. В сб. Развитие творческих способностей
в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ: Материалы VI междунар. Науч. – практ. Конф. (Челябинск, 19 – 21
июня 2003 г.)
– Челябинск, ИИЦ «ТРИЗ – инфо», 2003. – стр. 120 – 124.
Сидорчук Т.А. Программа по развитию мышления,
воображения и речи детей дошкольного возраста. В сб. «Развитие системы
подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ»: материалы
научно – практической конференции (Петрозаводск – 18 – 20 июля 2003 г) – Петрозаводск, 2003
– стр. 40 – 41.
Сидорчук Т.А., Королева Н.И. Диагностика уровня
сформированности навыков исследовательской работы у учащихся начальной школы. В
сб. «Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на
основе ТРИЗ»: Материалы VI междунар.
Науч. – практ. Конф. (Челябинск, 19 – 21 июня 2003 г.) – Челябинск, ИИЦ
«ТРИЗ – инфо», 2003. – стр. 124 – 130.
Сидорчук Т.А. Алгоритм решения творческих задач
в работе с детьми дошкольного возраста. / В сб. «Дошкольник. Образование.
Модернизация» - Ульяновск: УИПК ПРО, 2003 – стр. 50-56.
Сидорчук Т.А., Горбонос В.В. Методы и приемы
составления дошкольниками рифмованных текстов. /В сб. «Развиваем речь и
мышление дошкольников». Методические материалы МДОУ № 7 «Журавлик» г.Нягань. –
Ульяновск, 2003. – 11-16 стр.
2004 год
Сидорчук
Т.А. Пути формирования исследовательских умений учащихся начальной школы. /в
сб. «Использование ОТСМ – ТРИЗ в системе воспитания и обучения детей 3 – 10
лет». Материалы второй научно – практической конференции ОО «Волга – ТРИЗ» (г.
Ульяновск, 25 – 26 марта 2004
г.) – 7 стр.
Королева
Н.И., Сидорчук Т.А. Определение уровня навыков исследовательской работы
учащихся начальной школы. /в сб. «Использование ОТСМ – ТРИЗ в системе
воспитания и обучения детей 3 – 10 лет». Материалы второй научно – практической
конференции ОО «Волга – ТРИЗ» (г. Ульяновск, 25 – 26 марта 2004 г.) – 17 стр.
Сидорчук
Т.А. К вопросу об организации исследовательских работ с дошкольниками. Сборник
методических материалов ДОУ № 178 «Облачко». Выпуск № 2 – Ульяновск, 2004. стр.
4-8
Синдяева
О.Н., Сидорчук Т.А. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов
фантастического содержания. Сборник методических материалов ДОУ № 178
«Облачко». Выпуск № 2 – Ульяновск, 2004. стр. 13 – 25
Сидорчук Т.А. Несколько мыслей о ОТСМ – ТРИЗ в российской педагогике. /В сб.
«ТРИЗ в системе дошкольного образования». – Вологда: ВИРО, 2004. – стр. 3 – 8.
Сидорчук
Т.А. К вопросу об организации исследовательских работ с дошкольниками. /в сб.
Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе
ТРИЗ: тез. докл.VII междунар. науч.-практ. конф.
(Челябинск, 28-30 июня 2004 г.).
– Челябинск, ИИЦ «ТРИЗ – инфо», 2004. стр. 135 – 140.
Сидорчук
Т.А. Способы решения творческих задач с дошкольниками. Решаем творческие задачи
вместе с детьми: Сборник методических материалов № 2 детского сада «Журавлик»
г. Нягань. – Ульяновск, 2004. – стр. 7 - 14.
2005 год
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития
связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных
учреждений), - Ульяновск 2005. – 51 с.
Гуткович И.Я., Сидорчук Т.А. Общая
характеристика метода проектов. /В сб. «Организация проектной деятельности в
условиях дошкольного учреждения. Сборник методических материалов ДОУ № 178
«Облачко» Выпуск № 3» - Ульяновск, 2005. стр. 4 – 9.
Сидорчук Т.А. Анализ образовательных технологий
в российской дошкольной педагогике. /в сб. «Развитие мышления, воображения и
речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ: Материалы региональной научно –
практической конференции 12 – 13 апреля 2005 г. Нягань /Под ред. Н.И.Маломуда –
Ульяновск, 2005. 4-7 стр.
Сидорчук Т.А. Характеристика методов ОТСМ –
ТРИЗ – РТВ, адаптированных в МДОУ № 7 «Журавлик». /в сб. «Развитие мышления,
воображения и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ: Материалы региональной
научно – практической конференции 12 – 13 апреля 2005 г. Нягань /Под ред.
Н.И.Маламуда – Ульяновск, 2005. 53 - 56 стр.
Гуляева Г.К., Сидорчук Т.А. Руководство ДОУ в
рамках экспериментальной деятельности. /в сб. «Развитие мышления, воображения и
речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ: Материалы региональной научно –
практической конференции 12 – 13 апреля 2005 г. Нягань /Под ред. Н.И.Маламуда –
Ульяновск, 2005. 7 - 10 стр.
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Организация и
проведение дипломных проектов. Методическое пособие для ССУЗов. – Ульяновск,
2005. – 48 стр.
Сидорчук Т.А. Проблемные ситуации и творческие
задачи как средство формирования основ самостоятельности в интеллектуально –
творческой деятельности. /В сб. «Дошкольник. Содержание образования»
Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса
в ДОУ Ульяновской области в 2005 – 2006 учебном году. – Ульяновск.. УИПК ПРО,
2005. стр. 16 – 22.
Гуткович И.Я., Сидорчук Т.А. Общая
характеристика метода проектов./ В сб. Педагогические инновации в
образовательных учреждениях региона: материалы VI региональной еаучно – практической конференции.
Часть II. Дошкольное образование в инновационном поле. –
Ульяновск: УИПКПРО, 2005. стр. 22-27
Сидорчук Т.А. Использование ТРИЗ – ОТСМ в
дошкольном и школьном образовании при становлении самостоятельности в
интеллектуально – творческой деятельности. /в сб. Развитие творческих
способностей в процессе обучения и воспитания: материалы Международной научно –
практической конференции 27 – 29 июня 2005 г. – Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ – инфо», 2005.
стр. 33 – 37.
Сидорчук Т.А. Хоменко Н.Н. Проблемные ситуации
и творческие задачи как средство формирования основ самостоятельности в
интеллектуально – творческой деятельности детей 3 – 10 лет. /в сб. Развитие
творческих способностей в процессе обучения и воспитания: материалы
Международной научно – практической конференции 27 – 29 июня 2005 г. – Челябинск: ИИЦ
«ТРИЗ – инфо», 2005. стр. 37 – 43
2006 год
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Обучение детей 5 – 7 лет
работе с проблемами средствами ОТСМ – ТРИЗ. Материалы девятой научно –
практической конференции. (г. Челябинск, 26 – 28 июня 2006 г.) под редакцией
В.Г.Березиной, Л.А.Кожевниковой – Челябинск, 2006. – стр. 176 - 184.
Сидорчук Т., Хоменко Н., Лелюх С. Развитие творческого
воображения и мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. //ж. «Ребенок в
детском саду» № 2 (стр. 2 – 8), № 3 (стр. 8 – 13), № 4 (стр.22 – 27), № 5 (стр.
10 – 15), № 6 (стр. 6-12) 2006.
Сидорчук Т.А., Корзун А.В. Воображаем, размышляем,
творим…:пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих
получение дошкольного образования. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.
– 201 с.
Sidorchuk T. Khomenko N. Thoughtivity for
Kids. – USA,
GOAL/QPC. 2006. – 264 с.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., Карлов А.Г. Программа
развития креативного мышления дошкольников, школьников и студентов на базе ТРИЗ
– ОТСМ – Технологий в рамках проекта «Джонатан Ливингстон». /в сб. научных
статей «Причинные аспекты развития живых систем – IX» под ред. В.П.Гоча. – Севастополь: издатель Карпин,
2006. стр.302 – 308.
Хоменко Н.Н., Карлов А.Г., Сидорчук Т.А., Лелюх
С.В. Программа развития креативного мышления дошкольников, школьников и
студентов на базе ОТСМ – ТРИЗ технологии в рамках проекта «Джонатан Ливингстон»
/ в сб. Международного салона изобретений и новых технологий «Новое время» 27 –
29 сентября 2006 г.
Украина, Севастополь, 2006. стр. 76 – 78
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Обучение детей 3 –
7 лет работе с проблемами средствами ОТСМ – ТРИЗ. Материалы четвертой научно –
практической конференции ОО «Волга – ТРИЗ» (г. Ульяновск, 10 – 11 мая 2006 г.) под редакцией
Т.А.Сидорчук – Ульяновск, 2006. – стр. 69 — 73.
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Обучение детей 3 –
7 лет работе с проблемами средствами ОТСМ – ТРИЗ. /Труды Международной
конференции «Три поколения ТРИЗ» и саммита разработчиков ТРИЗ (С. – Петербург,
13 – 18 октября 2006 г.)
– РОО «Санкт – Петербург», 2006. – стр. 133 – 138.
Сидорчук Т.А. Что такое ОТСМ – ТРИЗ и его
значение в контексте проблем образования детей дошкольного возраста. /в
педагогической газете «Импульс» г.Югорск, ХМАО, ноябрь 2006. стр. 2.
2007 год
Сидорчук Т., Хоменко Н., Лелюх С. Развитие
творческого воображения и мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ. //ж.
«Ребенок в детском саду» № 1 (стр. 11 – 14) 2007.
Сидорчук Т.А. Проблемные ситуации и творческие
задачи как средство формирования исследовательских навыков участников
образовательного процесса. /В сб. методических материалов МДОУ Центра развития
ребенка – детского сада № 178 «Облачко». Выпуск 4. г. Ульяновск, 2007 г. стр. 4 - 8
Воробьева
М.А., Сидорчук Т.А. Работа с проблемами в литературных произведениях как
средство формирования познавательных способностей детей 3 – 7 лет. «Учим детей
думать»: Третий сборник методических материалов для педагогов дошкольных
учреждений г Трехгорный /Под ред. Т.А.Сидорчук – Ульяновск, 2007. - 5 - 7
стр.
Апресова
А.Г., Сидорчук Т.А. Мыслительная модель «Имя признака – значение имени признака
как средство развития самостоятельности детей в познавательной деятельности.
«Учимся думать самостоятельно»: Сборник методических материалов МДОУ ЦРР № 170 г. Тольятти /под ред.
Т.А.Сидорчук. – Ульяновск, 2007.- стр. 15 – 18.
Сидорчук
Т.А., Прокофьева Н.Ю., Костяева Н.А. К вопросу об организации исследовательских
работ с дошкольниками на основе ОТСМ – ТРИЗ – технологии /в ж. «Воспитатель
дошкольного образовательного учреждения» № 3 / 2007 г. - г. Москва, ООО
«Сфера» - 2007 г.
стр. 115 – 123
Журавлева
Н.М., Сидорчук Т.А., Хижняк Н.В. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ - технологии как универсальное
средство становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста
(Научно - методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных
учреждений). – Ульяновск, 2007. – 41 стр.
Сидорчук
Т.А. Общая характеристика технологий обучения в условиях среднего специального
образования. В сб. «Использование ОТСМ – ТРИЗ в образовании». Материалы V Международной конференции (г.Череповец 29 – 30 марта
2007 г.)
в Двух частях – Ульяновск, 2007. – стр. 19 – 22.
Сидорчук
Т.А. Становление ключевых компетенций в процессе подготовки педагогов. В сб.
«Использование ОТСМ – ТРИЗ в образовании». Материалы V Международной конференции (г.Череповец 29 – 30 марта
2007 г.)
в Двух частях – Ульяновск, 2007. – стр. 22 – 25.
Сидорчук
Т.А. Проблемные ситуации и творческие задачи как средство формирования
исследовательских навыков участников образовательного процесса. /В сб.
«Развитие инновационных процессов как средство реализации приоритетного
национального проекта «Образование»: программный подход»: материалы VII межрегиональной научно – практической конференции 26
октября 2007 года. В 2 частях. Часть 1. – Ульяновск УИПК ПРО, 2007. стр. 34 –
38.
Сидорчук
Т.А., Синдяева О.Н. Обучение дошкольников составлению связных текстов. Ж.
«Управление ДОУ» № 6 2007 г.
Москва. – стр. 97 – 108.
Журавлева
Н.М. Сидорчук Т.А. Хижняк Н.Н. Диагностика определении у
дошкольников уровня готовности работы с проблемными ситуациями. /в
сб. «Анализ литературных произведений и решение сказочных проблем»
Сборник методических материалов МДОУ №! 147 «Сосенка» г. Тольятти.
– Ульяновск, 2007. – стр. 16 - 23
Сидорчук
Т.А. Общая характеристика технологий обучения в условиях среднего специального
образовательного учреждения. Сборник материалов Международной научно –
практической конференции «Развитие творческих способностей в процессе обучения
и воспитания на основе ТРИЗ» 25 – 27 июня 2007 – Том 1.г. Челябинск. стр. 161 –
165.
2008
год
Мокринская
Ф.Д., Степанова Н.Н., Сидорчук Т.А. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии как средство
становления информационной компетентности детей дошкольного возраста. /в сб.
методических материалов МДОУ ЦРР д/с № 167 «Долинка» под ред. Т.А.Сидорчук –
Ульяновск, 2008. – стр. 8 – 20
Сидорчук
Т.А. Определение уровня способности детей 6-7 лет к работе с проблемными
ситуациями. /в сб. методических материалов МДОУ № 178. Выпуск № 5 /под ред
Т.А.Сидорчук, Ульяновск, 2008
г. – стр. 6 – 10.
Сидорчук
Т.А. Поиски путей преемственности детского сада и школы. /в сб. «Поиски и
находки». Материалы из опыта работы МДОУ г. Югорск, 2008 г. – стр. 93 – 95.
Сидорчук
Т.А., Фединцева А.Н. Общая характеристика коммуникативных компетентностей и
средства их становления у дошкольников. В сб. методических материалов № 2 ЦРР МДОУ
№ 121 – Ульяновск, 2008. – стр.7-13.
Журавлева
Н.М., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Составление загадок детьми по знакомым им
произведениям. /Ж. «Воспитание дошкольников», № 3, 2008 г. Москва, стр. 47- 52
Сидорчук
Т.А. ОТСМ – ТРИЗ – РТВ – технологии как средство становления ключевых
компетентностей детей дошкольного возраста./ В сб. «Дошкольник. Образование.
Инновации»: методические рекомендации по организации и содержанию
образовательного процесса в ДОУ Ульяновской обрасти в 2008 – 2009 учебном году.
– Ульяновск: УИПК ПРО, 2008. стр. 30-36.
2009
год
Сидорчук
Т.А., Рапоткина Ю.А. Интеллектуально – творческое развитие одаренных
дошкольников. /В сб. методических материалов МДОУ «Солнышко» г.Нягань. – 2009.
– стр. 38 – 40
Сидорчук
Т.А., Журавлева Н.М., Хижняк Н.В. ОТСМ – ТРИЗ-РТВ-технологии как средство
становления ключевых компетентностей детей дошкольного возраста. В сб.:
«Проблемы компетентностного подхода в системе общего и профессионального
образования» /Под ред. С.Л.Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука»,
2009. стр. 100 – 106.
Сидорчук
Т.А. Проектная деятельность при становлении ключевых компетентностей в процессе
подготовки студентов к педагогической деятельности. В сб. «Проблемы
компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования»
/Под ред. С.Л.Коротковой, С.В. Фроловой. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009. стр. 1006
- 109
Гуткович
И.Я., Сидорчук Т.А. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в системе
внутрифирменного обучения на основе технологий ОТСМ – ТРИЗ. В сб. «ОТСМ – ТРИЗ
как основа построения инновационного пространства в образовательных
учреждениях». Материалы VII
Международной конференции. /Под ред. Т.А.Сидорчук. – Ульяновск, 2009. стр.
17-28.
Байрамова
Э.А., Сидорчук Т.А. Современные образовательные технологии как средство
активизации познавательной деятельности дошкольников. В сб. «ОТСМ – ТРИЗ как
основа построения инновационного пространства в образовательных учреждениях».
Материалы VII Международной конференции.
/Под ред. Т.А.Сидорчук. – Ульяновск, 2009. стр. 40 – 45
Гусева
Н.Н., Сидорчук Т.А. Моделирование мыслительных действий как средство развития
интеллекта дошкольников. В сб. «ОТСМ – ТРИЗ как основа построения
инновационного пространства в образовательных учреждениях». Материалы VII Международной конференции. /Под ред. Т.А.Сидорчук. –
Ульяновск, 2009. стр. 74 – 79
Сидорчук
Т.А. Мыслительные модели как содержание образования при подготовке ребенка к
школе в ДОУ и семье. В сб. «Дошкольник. Образование. Семья»: Методические
рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ
Ульяновской области в 2009 – 2010 уч. году /отв. ред. М.А.Ковардакова. –
Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – стр. 81 – 89.
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми
творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей
детских садов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009. – 40 с.: ил.
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников
составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие. – М.:
АРКТИ, 2009. – 28 с.: ил.
Сидорчук Т.А. Современные образовательные
технологии как средство активизации познавательной деятельности дошкольников.
//Ж. «Учитель», г. Москва, 2009
г. № 6 стр. 27-30.
2010 год
Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Система научно –
методической деятельности по сетевому продвижению инновационного опыта. В сб.
«Представляем свой опыт». Сборник методических материалов МДОУ ЦРР – детский
сад № 178. Выпуск № 6. /Под ред. Т.А.Сидорчук. – Ульяновск: ООО «Вектор – С», 2010 г. стр. 8 – 13.
Сидорчук Т.А., Апресова А.Г., Гордова Н.А.
«Окно в школьный мир»: Программа и методическое обеспечение интеллектуально –
речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе. – Ульяновск: УИПКПРО,
2010. – 168 с. (10 п.л.).
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика
формирования у дошкольников классификационных навыков: Практическое
пособиею. – М.: АРКТИ, 2010. – 73 с.: ил.
Сидорчук Т.А. Профессиональная компетентность
педагогов ДОУ в системе внутрифирменного обучения на основе технологий ОТСМ –
ТРИЗ. /В сб. «Дошкольник. Образование. Родной край» [Teкст]: методические рекомендации по организации и
содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской обл. в 2010 – 2011
учебном году /отв. Ред. М.А.Ковардакова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – с.
76-86.
Апресова А.Г., Сидорчук Т.А. Игровые задания с
детьми 2-3 лет по подготовке к формированию элементарных математических
представлений./А.Г.Апресова, Т.А.Сидорчук. – Ульяновск: «Вектор – С», 2010. –
44 с.
Сидорчук Т.А., Нестеренко А.А. Технологии работы с проблемами. /В
сб. материалов VIII — IX Всероссийских конференций «От уникальной идеи к
передовой практике». -Ульяновск, «Вектор-С», 2010. стр. 9-14
Сидорчук Т.А., Гейченко Н.П. Выбор, как средство решения
социальных конфликтов. /В сб. материалов VIII — IX Всероссийских конференций «От
уникальной идеи к передовой практике». -Ульяновск, «Вектор-С», 2010. стр.
21-23.
Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Продвижение педагогического опыта в
учреждениях дошкольного образования./В сб. материалов VIII — IX Всероссийских
конференций «От уникальной идеи к передовой практике». -Ульяновск, «Вектор-С»,
2010. стр. 30-34.
Сидорчук Т.А. Пути формирования исследовательских навыков
обучающихся. /В сб. методических материалов детского сада «Журавлик» г. Нягань.
Выпуск № 5. - Ульяновск. «Вектор-С», 2010. - стр. 43- 48.
2011 год
Сидорчук
Т.А. Технологии развития мышления, воображения и речи дошкольников;
Методическое пособие / Т.А.Сидорчук. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 100 стр.
ISBN 978-5-7432-0696-4
Сидорчук
Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия: Практическое
пособие для занятий с детьми 3-7 лет. - М.:АРКТИ. 2011. - 40 с.:ил. (Технология
ТРИЗ).
Сидорчук
Т.А. «Перспективный план работы с детьми 2-7 лет по развитию мышления и речи
средствами моделирования мыслительных действий. Ульяновск, «Вектор — С», 2011.
- 80 с.
Гордова
Н.А., Апресова А.Г., Сидорчук Т.А. Моделирование мыслительных процессов. /Ж.
«Управление ДОУ» 2011, № 3, г.
Москва ООО «Торговый центр Сфера», стр. 72-75.
Сидорчук
Т.А., Хоменко Н.Н. «Можно ли учить творчеству?» Основы образовательной
парадигмы, построенной на общей теории сильного мышления и теории решения
изобретательских задач (ОТСМ — ТРИЗ). В сб. «Дошкольник. Образование.
Интеграция.» Сборник статей по организации и содержанию образовательного
процесса в ДОУ Ульяновской области в 2011-2012 уч.году. В 2ч. Часть II. -
Ульяновск: ОГБОУ ДПО УИПК ПРО, 2011. стр. 23-35.
Сидорчук
Т.А. Проблемные ситуации и творческие задания на основе ОТСМ — ТРИЗ как
средство формирования исследовательских навыков обучающихся. В ж. «Учитель
Приморья» 4/2011, Владивосток, ОО «Издательский дом «ВладивостокЪ», 2011 стр.
7-9.
|