Сидорчук Татьяна Александровна, канд. пед. наук,
Ульяновск, доцент кафедры дошкольного образования
ИПК;
автор системы развития интеллектуально-творческих
способностей детей 2-7 лет на основе ОТСМ-ТРИЗ технологий,
руководит 34-мя экспериментальными площадками в
дошкольном и школьном образовании; автор книги «Развитие мышления, воображения
и речи дошкольников», которая переведена и издана в США (2006),
подписаны договора с Ю.Корей и Мексикой на перевод и издание.
Резюме и публикации Т.А. Сидорчук можно
посмотреть на сайте
http://www.jlproj.org/new/index_.php?top=auth&n=1&but=enter&_url=pers&allow_badlink=&page=1&resume=1
Публикации Сидорчук Т.А., канд. пед. наук
1994 год
Сидорчук Т.А. и др. Истории про...
2-е изд., перераб. -Самара: ИПК ПРО, 1994г.- 63с.
Сидорчук Т.А. Технология обучения
будущих воспитателей умению решать задачи творческого характера. \в сб.
Профессиональное творчество педагога- М.:ИПиПК РАО, 1994. - стр.35-37.
Сидорчук Т.А., Мушарапова Л.А.
Некоторые пути формирования системного мышления у детей старшего дошкольного
возраста \в сб. Проблемы образ. в системе детский сад - школа: традиции и
инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр.75-77.
Сидорчук Т.А., Ларкина Н.В.
Использование метода морфологического анализа для развития воображения детей
старшего дошкольного возраста. /в сб. Проблемы образ. в системе детский сад -
школа: традиции и инновации, -г. Ростов-на-Дону, 1994г. - стр. 81-83.
Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я.,
Костракова И.М. Программа по развитию творческого воображения и обучению
диалектическому способу мышления дошкольников с помощью элементов ТРИЗ.-
Ульяновск, 1994г.- 15 с.
1995 год
Сидорчук Т.А. Игры с использованием
элементов ТРИЗ и методов РТВ как средства формирования основ творческой
личности ребенка. /в сб. «Новые подходы к воспитанию дошкольников в игровой
деятельности»: тез. докл. Поволжс. Регион. Научн.-практ. конфер. 13-14 ноября –
Ульяновск.: ИПК ПРО, 1995. – 11-12 стр.
1996 год
Сидорчук Т.А. Технология обучения
дошкольников умению решать творческие задачи. - Ульяновск, 1996г. -152с.
1997 год
Сидорчук Т.А. Моделирование
мыслительных действий как средство формирование интеллекта обучающегося. \в сб.
Гуманизация профессионального образования. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997г.- стр.
34-36.
Сидорчук Т.А. Ларкина Н.В.
Формирование классификационных умений у детей 4-5 года жизни. \в том же
сборнике.- стр.51-53.
Сидорчук Т.А. Учебный "мозговой
штурм” в работе с дошкольниками. \Педагогика + ТРИЗ: Сборник. Выпуск 3.-Минск:
ПК ООО, 1997г. -стр. 14-17.
Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы
развития воображения дошкольников. г.Ульяновск, - 1997г. -
45с.
Сидорчук Т.А., Самойлова О.Н., Хоменко
Н.Н. Технологическая карта метода фокальных объектов (МФО).\ ж. "Пралеска”
(дашкольнае выхаванне). -Беларусь, Минск, № 6, 1997 с.5-8
Сидорчук Т.А., Самойлова О.Н.,
Хоменко Н.Н. Признак с именем "Размер”. \ ж. "Пралеска” ( дашкольнае выханне).
-Беларусь, Минск, №7, 1997 с. 9-12
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Признак
по имени "Время”. \ ж. "Пралеска” (дашкольнае выхаванне ). - Минск, № 9. 1997
стр. 9 – 14
1998 год
Сидорчук Т.А. Программа формирования
творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных
учреждений. - Обнинск: ООО "Росток”, 1998.- 64 с.
Гуткович И.Я., Самойлова О.Н.
Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников:
пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т.А.Сидорчук – Ульяновск,
1998. – 40 с.
Сидорчук Т.А. "Пьем по утрам
остаток черной ночи...” или две модели составления метафор.\ ж. Рекламное
измерение. Ростов-на-Дону, № 5, 1998 с. 6.
Сидорчук Т.А. Обучение
способам обработки информации с помощью адаптированных методов и приемов
ТРИЗ-РТВ. \в сб. Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших
школьников. - Челябинск, 1998. -стр.28-30.
Сидорчук Т.А. Построение
спецкурса по развитию воображения и творческого мышления для студентов первых
курсов педагогических колледжей. \в сб. Педагогические инновации в
образовательных учреждениях региона. -Ульяновск: ИПК ПРО, 1998 - стр. 89-90
Сидорчук Т.А. Система творческих заданий, как средство
формирования креативности на начальном этапе становления личности./Автореферат.
канд.дис. – М.,1998. – 24 с.
Сидорчук Т.А ТРИЗ - педагогическая
система третьего тысячелетия. \в сб. материалов Международного конкурса
учителей. - Украина, из-во "Артек”, 1998 - стр. 45-50.
1999 год
Сидорчук Т.А. Составление детьми
загадок по знакомым произведениям. /в сб. Международного конкурса педагогов.
МДЦ «Артек», 1999 г.
– стр. 14-17.
Сидорчук Т.А. Система
творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе
становления личности. /сб. Креативная педагогика 21 века. тезисы докладов
Международной научно - практической конференции. - М.: МГИУ, 1999. - стр.
102-104.
Сидорчук Т.А.
Экспериментальный класс школы № 78
г. Ульяновска. Аналитическая справка. /в ж. «Технологии
творчества» № 4 Челябинск. 1999 – стр. 17-20.
Сидорчук Т.А. Система
творческих заданий как средство развития творческих способностей дошкольников.
/сб. Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ:
Тез. докл. второй региональной научно - практической конф., 4 - 5 июня 1999 г.). -Челябинск, 1999 г. - с. 37-39.
Сидорчук Т.А. Полилог
образовательных систем в современном развивающемся мире. /сб. Развитие творческих
способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. второй
региональной научно - практ. конф., 4 - 5 июня 1999 г.). -Челябинск, 1999 г. - с.9
2000 год
Сидорчук Т.А. Система творческих
заданий как средство развития творческих способностей детей дошкольного и
младшего школьного возраста. /сб. «Диалог образовательных систем в современном
развивающемся мире»: материалы Международной научно-практической конференции,
3-10 мая). – МДЦ «Артек», 2000
г. – стр. 16-20.
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления
творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов
педагогических учебных заведений). – Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо». 2000. – 44 с.
Сидорчук Т.А. Морфологический
анализ, как средство познания и описание признаков объекта. /в сб. Развитие
творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл.
третьей региональной науч. - практ. конф. 2 - 3 июня) – Челябинск, ИИЦ «ТРИЗ –
инфо», 2000. – стр. 11-12.
2001 год
Сидорчук Т.А. Типовые приемы фантазирования (ТПФ) как
средство развития воображения дошкольников. /в сб. «Ребенок и культура» –
Ульяновск: УлГПУ. 2001. – стр. 111-113.
Сидорчук Т.А. Хоменко Н.Н. Анализ сюжетов сказок с
помощью ситуативной игры «Да-Нет». /ж. «Початковая школа» № 11.- Минск,
2001. – стр. 14 – 16.
Творческие задания «Золотого
ключика». /Авторы и составители Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук,
Н.А.Яковлева – Самара: ДОУ № 277, 2001. – 108 с.
Жмырева М.А., Сидорчук Т.А.
Система творческих заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с
противоречием. – Ульяновск, «Симбирская книга», 2001. - 64 с.
Сидорчук Т.А.
Экспериментальное дошкольное учреждение: опыт и проблемы. /в сб. Развитие
творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV межд. науч. - практ. конф. 25-27
июня) – Челябинск, ИИЦ «ТРИЗ – инфо», 2001. – стр. 120-123.
2002 год
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников
творческому рассказыванию по картине /в. газете. «Дошкольное образование» № 4.
– М. Издательский дом «Первое сентября». 2002. – стр. 9 -16.
Сидорчук Т.А. Методика обучения дошкольников работе с
серией картинок.. /в сб. «Дошкольник. Образование. Модернизация». – Ульяновск:
УИПКПРО, 2002. – стр. 7-18.
Сидорчук Т.А., Хамидуллина Л.А. Обучение дошкольников
составлению текстов сказочного содержания. /в сб. «Дошкольник. Образование.
Модернизация». – Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – стр. 18-26.
Ардашева Н.И., Сидорчук Т.А. Условия использования
ТРИЗ-РТВ-технологии в работе с детьми дошкольного возраста. /в сб. «Управление
качеством образования в интересах устойчивого развития общества: Материалы 6-й
Международной науч. – практ. конф., 15-17 мая) Минск: Акад. последиплом.
Образования, 2002. – стр. 11 – 15.
Сидорчук Т.А. К вопросу о формировании
исследовательских умений учащихся начальной школы в процессе учебной
деятельности. /в сб. Международного конкурса педагогов. МДЦ «Артек», 2002 –
стр. 23-30.
Кузнецова
А.Б. Сидорчук Т.А. Исследовательская деятельность учащихся начальной школы. /в
Сборнике методических материалов для педагогов образовательных учреждений. –
Ульяновск, 2002. – стр.28-33.
Сидорчук
Т.А. Формирование базиса личной культуры дошкольников в условиях Российской
модернизации образования. /в сб. «Обновление содержания дошкольного образования
путем внедрения программ и педагогических технологий нового поколения»:
Материалы научно – практической конференции г. Трехгорный, 28 –29 августа. –
Ульяновск, 2002. – 92 с.
Лелюх С. Сидорчук Т. Методика обучения дошкольников
работе с серией картинок. /в. газете. «Дошкольное образование» № 19. – М.
Издательский дом «Первое сентября». 2002. – стр. 9 -16.
Ковардакова М.А., Сидорчук Т.А. Развитие умственной одаренности детей
дошкольного возраста с помощью элементов ТРИЗ. /Сб. Технология развития
одаренности у детей из социально уязвимых слое населения. – Ульяновск, УлГУ, 2002. – стр. 3 – 57.
Ковардакова М.А., Сидорчук Т.А. Развитие
художественной одаренности детей дошкольного возраста с помощью методов РТВ и
ТРИЗ / Сб. Технология развития одаренности у детей из социально уязвимых слое
населения. – Ульяновск, УлГУ, 2002. –
стр. 58 — 100.
Сидорчук Т.А. Экспериментальное дошкольное учреждение:
опыт и проблемы. В сб. «Проблемы преемственности ТРИЗ – образования на пути
детский сад – школа». Конференция 11 – 12 октября 2002 г. – Ульяновск,
2003. – 58 – 61 стр.
|