ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 27.04.2024, 07:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Курс "Даешь патент на изобретение" [2]
Материалы по курсу обучения созданию игр, игрушек и защиты своей интеллектуальной собственности
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » ТРИЗ

Проект «Лаборатория творчества и изобретательства»
27.08.2017, 00:37

Проект «Лаборатория творчества и изобретательства»

Козырева Н.А., канд. психол. наук,

руководитель Московской школы изобретателей,

 куратор направления «Изобретательство»,

Комаров М.М., канд. техн. наук,

руководитель Центра мониторинга, проведения экспертной оценки, анализа реализации и консалтинговой поддержки проектов, выполняемых по программе «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в Москве

 

Козырева Н.А., Комаров М.М. Проект «Лаборатория творчества и изобретательства». – М.: Журнал "Дом культуры", вып.7 /2015 , стр. 20-27   ISBN 2074-7926

В России на сегодняшний день сложилась своя система поддержки инновационных продуктов, где активную роль играют бизнес-ангелы, институты развития и частные венчурные фонды. Проекты молодых инноваторов достаточно серьезно в финансовом плане поддерживаются в рамках программы «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (по статистике Фонда – ежегодно поддержку получают более 1000 молодых ребят). Следующим этапом поддержки является переход к коммерциализации разработки в рамках создания собственного малого предприятия и участия в программе «СТАРТ» того же Фонда. Далее идет поиск инвесторов и взаимодействие с бизнес-ангелами, другими институтами развития и частными венчурными фондами. Работа по программе «УМНИК» возможна только с молодежью, достигшей 18-ти лет.

В данной ситуации совершенно забыты школьники, которые заканчивая школу, приобретают определенный кругозор и собственное мнение на тему своего будущего. А ведь именно определяют вектор своего развития в школе и далее уже развивают свои те или иные навыки, продолжая обучение и впоследствии участвуя в различных конкурсах.

Базовые подходы в обучении – с точки зрения проектного подхода, индивидуализации обучения и выявления талантов у школьников, а также с учетом специфики молодежной субкультуры, к которой школьники относятся, требуют специализированных площадок, где они смогут общаться и более детально понимать процесс инновационной деятельности, а также реализовать свои инновационные проекты в макетах, моделях, прототипах.

 

«Лаборатория творчества и изобретательства» –так называется  пилотный проект домов культуры Троицкого и Новомосковского округа, реализующих инновационные формы интеллектуального и творческого развития подростков при поддержке Департамента культуры города Москвы в рамках грантового конкурса. Оператором конкурса и куратором реализации проекта на территории является Центр культурных инициатив Новой Москвы. Возникновение проекта связано с необходимостью распространения привычного для жителей столицы стандарта услуг на новые территории Москвы, с максимальным использованием имеющейся в настоящее время  инфраструктуры учреждений культуры округа.

Однако поскольку в обязанности специалистов  ДК  никогда ранее не входило развитие творчества именно в научно-технической сфере, и местных кадров с необходимыми компетенциями на территориях не было, то для разработки и реализации проекта были привлечены в качестве кураторов направлений специалисты организаций-партнеров, которые занимаются развитием научно-технического творчества детей (Московская школа изобретателей ГБОУ «ИннАрт» Департамента образования города Москвы) и развитием инновационного предпринимательства среди молодёжи (проектный офис «Приемная инноватора» http://vk.com/innovatorspace).

По итогам встреч и обсуждений возможной идеи проекта с сотрудниками ДК,приходящими в эти учреждения подростками и их родителями были выявлены следующие проблемы:

Подростки, которые приходят в ДК на конкретные мероприятия (праздничные концерты и др.) являются пассивными «зрителями», а не активными участниками. Те, кто приходит в ДК ради бесплатного Интернета, просто сидят в коридоре и не имеют своего пространства. В то же время подростки от Дома культуры ждут свободы, места, где они могли бы общаться, а также обучаться новым, интересным для них навыкам, узнавать больше, чем дает школьная программа, что-то создавать и творить, выражая себя, пробовать все своими руками, развивать хобби и т.д.

 

Таким образом, для привлечения в ДК подростков и молодежи, решения выявленных проблем выкристаллизовалась концепция проекта: создать в помещениях ДК творческие лаборатории, на занятиях в которых подростки и молодёжь учились бы придумывать и создавать НЕЧТО новое, свободно общаться между собой и помогать друг другу в изготовлении своих проектов, и иметь возможность представить свои разработки местному сообществу (например, в форме выставки молодежных проектов).

Целью проекта "Лаборатория творчества и изобретательства" является:

  • инициирование среди детей и молодежи (10-18лет) интереса к изобретательству (созданию новых товаров и услуг), инновационному предпринимательству (воплощению своих идей в жизнь);
  • создание молодёжного творческого сообщества в научно-технической сфере деятельности: выявление будущих лидеров, развитие навыков командной работы по достижению общего успеха;
  • содействие созданию площадок популяризации изобретательства и инновационного предпринимательства в ДК Троицкого и Новомосковского округа столицы.

Задачи проекта:

  • Создать две пилотные  площадки  для популяризации изобретательства и инновационного предпринимательства на территории ДК «Десна» и в ЦКиС «Ватутинки»;
  • разработать и пробировать методику внедрения научно-технического творчества в домах культуры; обучить специалистов пилотных площадок новым направлениям работы с подростками;
  • провести  запланированные мероприятия для инициирования

у молодежитворческих проектов в научно-технической сфере.

 

Целевая аудитория: ученики 4-11 классов поселенийРязановское и Десеновское, а также сотрудники близлежащих учреждений культуры, школ и местные специалисты близкого профиля, которые после участия в мероприятиях проекта смогут быть привлечены  к дальнейшей работе  в ДК по данному направлению.

Результатом проекта станет формирование в каждом из ДК творческого сообщества из  подростков и молодежи, которым интересно развиваться и делать проекты в научно-технической сфере. Ребята познакомятся с профессией «Изобретатель», с творчеством изобретателей Москвы, изучат некоторые творческие приёмы изобретателей и сами научатся придумывать новыевещи, раскроют свой талант и поверят в свои собственные творческие  силы. У них останутся выполненные творческие проекты, из которых в ДК можно будет  создать выставку достижений.

Свои  новые интересы  обученные ребята смогут в дальнейшем постоянно реализовывать на площадке Лаборатории, активно посещая ДК. Проект в перспективе возглавят местные специалисты, которые посещали занятия и смогут перенять методику, чтобы вести ребят после окончания проекта.

При разработке форм и содержания работы по осуществлению проекта пришлось принять во внимание следующие факторы:

  1. Отсутствие у самих подростков в выбранных пилотных ДК понимания - чем же именно им хочется заниматься.

Поэтому были принятыследующие решения:

А) познакомить ребят с «азбукой» необходимых для успешной деятельности изобретателей навыков (научиться решать «нерешаемые» задачи – на занятиях с головоломками,  научиться творческим приёмам по Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) – на занятиях по созданию различных видов игр, научиться изготавливать макеты своих идей – на занятиях по дизайну).

Б) Познакомить ребят с успешными авторами-изобретателями, чтобы показать участникам проекта возможности дальнейшего продвижения иреализации разработанных ими идей, тем самым подняв мотивацию  к посещению занятий по проекту.

         После окончания пилотного проекта определить с ребятами направления дальнейшей работы, по их желанию.

  1. Ограниченное время реализации проекта – 7 месяцев,  что остановило наш выбор тем для занятий с ребятами самыми простыми в освоении, которые могут дать быстрый видимый для детей результат, мотивировать их к дальнейшему развитию в направлении научно-технического творчества.
  2. Удалённость каждого из пилотных ДК от Москвы и отсутствие доступного транспортного сообщения между ДК (среднее время в пути туда и обратно до ОДНОГО ДК составляет 3,5 - 4 часа), что резко сужало возможности привлечения специалистов из Москвы для работы над проектом на постоянной, еженедельной основе.

 

Поэтому для реализации проекта совместной рабочей группой из начальникаотдела проектов Центра культурных инициатив Новой Москвы Вероникой Хомяковой, руководства и сотрудниковпилотных ДК,куратора направления «Изобретательство» Н.А. Козыревой были разработаны и согласованы новые форматы деятельности:

Интерактивность: для привлечения молодежи к проекту, общения подростков и обмена впечатлениями, фотографиями, совместного решения интересующих вопросов с помощью друг друга, для создания обратной связи участников и преподавателей проекта  предусмотрена организация и ведение страницы в социальной сети ВКонтакте http://vk.com/desnalab;

Дистанционное взаимодействие: для оперативной помощи по всем возникающим  в ходе реализации проекта вопросам для  специалистов ДК и   для ребят-участников предусмотрены консультации куратора и преподавателей  направления по телефону и скайпу, он-лайн;

Мобильность: часть занятий с ребятами  проводится в ДК «творческим десантом» из московских специалистов в выходные дни(т.н. «Творческий  десант», когда одновременно проводятся 3-4 семинара на различные темы);  часть занятий проводится в Москве – с организацией выезда ребят в сопровождении сотрудников ДК на выставки, форумы, инновационные предприятия. Часть занятий проходит в ДК регулярно, от одного раза в неделю до одного раза в месяц (группы по дизайну и по головоломкам, по анимации, турнир по экономической игре «Выбираю Успех»).

Лаборатория свободного доступа: для работы подростков над своими проектамив периоды между занятиями выделено специально оборудованное для многофункциональной работы помещение, в котором  имеется также Wi-Fi. Зарегистрированные в проекте участники могут свободно посещать Лабораторию в удобное для них время и самостоятельно там заниматься, изготавливать проекты и хранить их там. В лаборатории также хранятся игры и головоломки, в которые ребята могут играть при желании, тренировать свои интеллектуальные способности.

Сетевое взаимодействие: между пилотными учреждениями культуры по организации выездов ребят в Москву; использование ресурсов организаций- партнеров; использование инновационных возможностей Москвы.

Информационное сопровождение проекта предполагает, помимо традиционных афиш, использование таких каналов продвижения как  информирование в социальных сетях;анонсы в СМИ (газета «Новые округа», телеканал «Москва-24» при содействии ЦКИ ТиНАО).

 

Проект рассчитан на 7 месяцев работы. Во время подготовительного  этапапроисходило знакомство кураторов и преподавателей из Москвы спилотными ДК: руководством, специалистами, материально-технической базой. Были согласованы конкретные направления и  темы  для  проведения семинаров, разработаны  учебно-методическиеи рекламные материалы, проводилось обучение на местах в ДК специалистов, которые будут  организовывать  работу с подросткамив постоянном режиме. Создана и ведется страница Лаборатории в социальных сетях. Это позволило  провести информирование подростков наиболее доступными для них методами, привлечь их в группы по направлениями организовать запись в группы.На территории ДК «Десна» выделено и оборудовано отдельное помещение для Лаборатории(мебель, необходимые для проведения занятий методические материалы, игры «Выбираю Успех» и головоломки, профессиональные расходные материалы и инструменты для дизайна).В ДК «Ватутинки» головоломки хранятся в библиотеке, и выдаются желающим как книги.

С января 2015 года начался этап активной деятельности по проекту, который продолжится 4  месяца.

В январе проведен первый «Творческий десант» – в Десну и Ватутинки приехали изобретатели и преподаватели из Москвы, провели презентацию проекта, семинары по изобретению настольных игр и головоломок, по промышленному дизайну среды.

Основной задачей было показать детям приёмы, с помощью которых они могут сами что-то новое придумать и СДЕЛАТЬ сразу, во время занятий. В результате уже на первом же занятии было придумано и изготовлено детьми из имеющихся материалов в Десне - 5 настольных игр, 7 головоломок, 2 новых предмета: кресло и набор для хранения канцтоваров. В Ватутинках ребята придумали и изготовили 13 настольных игр и 3 головоломки. Все свои разработки ребята сначала забрали домой – показать  родителям и друзьям. Но потом макеты вернулись  в Лабораторию – авторы их совершенствуют, выполняют более качественно, апробируют свои игры на других участниках проекта.

 

Начался и проходит турнир по настольной экономической игре «Выбираю Успех». Данная игра была выбрана для проекта, поскольку она является запатентованным изобретением, Лауреатом III Всероссийского Конкурса «Лидер в области высоких технологий» за развитие инновационного мышления молодежи, и с 2009 года используется в турнирах среди молодежи (организатор- МИВТ-центр  в Москве),  в Анапе в  Федеральном детском центре «СМЕНА» в 2014 году – во время проведения образовательной программы «Я -Изобретатель» (организатор  – ГБОУ «ИннАрт»).

В игре ребята получат профориентацию в инновационном предпринимательстве - познакомятся с профессиональными компетенциями и ролевому взаимодействию изобретателя, промышленника, коммерсанта, финансиста-банкира. Они закрепятв игровой форме все этапы творческого пути изобретателей, с которыми будут знакомиться во время творческих десантов, семинаров, выездов на выставки и форумы.

 

Регулярно проводятся в ДК занятия по курсам «Логика головоломок» и «Промышленный дизайн». Ребята учатся мыслить и решать «невозможные задачи», находить выход из самых сложных положений, развивают свои интеллектуальные способности - качества, которое очень пригодятся изобретателю. Мыслить нестандартно, придумывать новые функции для обычных объектов, воплощать свои идеи в макет с помощью различных видов бумаги, гофрокартона, пластика, пользоваться профессиональными приёмами и инструментами – такие навыки промышленного дизайнера пригодятся изобретателю из любой области чтобы быстро изготовить макет своей идеи и показать его потребителям, апробировать, начать «продвигать» к воплощению в реальность свою разработку.

Чтобы познакомить участников проекта с различными этапами творческого пути изобретателей по внедрению своих идей, с теми видами работ, которые изобретателю необходимо осуществить на каждом этапе, со специалистами, которые могут помочь ему решить возникающие проблемы, было организовано три выезда ребят в Москву:

  1. На Международную специализированную выставку товаров для детей «Детство / KIDS RUSSIA», которая проходила 11-13 марта в выставочном комплексе Крокус, г. Москва

На Выставке дети, которые на занятиях уже разработали свои первые настольные игры и головоломки, познакомились со специалистами отделов разработок крупнейших российских кампаний – «Звезда», «Биплант», «HobbyWorld». Они рассказали о современных материалах, видах игровых полей, трендах в области игр, формах сотрудничества с авторами,  и пригласили ребят присылать свои игры на рассмотрение. Так наши участники получили свои первые профессиональные контакты, и смогут воспользоваться ими, когда доработают свои игры!

Участники проекта также познакомились с детьми, которые несколько лет занимаются разработкой игр и уже выставляют свои проекты на этой профессиональной  Выставке.

Конечно, у ребят было время походить по Выставке, познакомиться с теми новинками, которые пока ещё не появились в магазинах.

Несколько отзывов о поездке.

Данила Селибовский: «Круто съездили! А "сыроежки" понравились больше всего!»
Мария Селихова: «А мне больше запомнился песок, невероятный и очень приятный на ощупь! Спасибо за классную поездку!»

Наталья Моисеева: «Потрясающая, интересная выставка игрушек, конструкторов не оставила равнодушным никого, все ребята были в восторге!»

 

  1. В молодёжный инновационно-технический центр технопарка «САПФИР»

Участники проекта познакомились с современными технологиями 3Dпрототипирования, которые помогают изобретателям быстро изготовить макет своей разработки. Ребята приняли участи в викторине по роботам, научились пользоваться 3D-сканером (с его помощью можно сделать свою виртуальную копию и напечатать как скульптуру на 3D принтере), познакомились с компьютерным дизайном (придумали и нарисовали в специальной компьютерной программе модель своего собственного дома для дальнейшего его изготовления на 3D принтере), и даже изготовили на 3D принтерах несколько простых объектов.

Из отзывов о поездке.

Марина Кравцова «Сегодняшняя поездка в техно-парк!! Очень интересная поездка!! Советую съездить туда!! http://vk.com/mitcsapfir»
Ксюша Бородина: «Это было очень круто! Хочу туда еще!»
Наталья Моисеева: «Незабываемая поездка в нереальный мир будущего в Молодёжный инновационный технический центр Сапфир!»

 

  1. На 18-й Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», который проходил 2-5 апреля в Конгрессно– выставочном центре «Сокольники», г. Москва.

На экскурсии ребята продолжили знакомиться с различными этапами пути изобретателя, со специалистами, помогающим изобретателям защищать, патентовать свои разработки и «продвигать» их на рынок. Здесь были выставлены изобретения из разных областей промышленности и даже из разных стран. 

Участники проекта познакомились с изобретателями в области обеспечения безопасности (экспозиция МЧС), космонавтики, автомобильного и железнодорожного транспорта, игровых тренажеров.

С большим интересом ребята познакомились с проектами своих  сверстников, которые представили проекты в разных областях. Там были и игры, и новые музыкальные инструменты, и роботы для проверки знаний, и даже метод проверки «правильности мёда».

Наши участники снова убедились в том, что идти путём изобретателя можно даже в школьном возрасте!

Особый интерес у ребят вызвали стенды иностранных изобретателей – из Кореи, Тайваня, Китая, Польши, Катара. Шейх из Катара показывает свою разработку для перевода сайтов на мобильных устройствах. Вот где пригодились знания английского языка!

 

Впереди у нас еще регулярные занятия по курсам дизайна и головоломок и завершающий «Творческий десант» (новые семинары по изобретательству, турнир по головоломкам, финал турнира по экономической игре «Выбираю Успех», и торжественное награждение участников).Участники проекта примут участие в демонстрации своих задумок в рамках выставки, которая в дальнейшем может стать постоянной экспозицией в Доме Культуры.

 

Какие же промежуточные результаты мы можем отметить?

Во-первых, творческие группы активных ребят уже определились, они посещают практически все занятия, участвуют во всех выездах, интересуются что будет дальше (после завершения проекта) и хотят продолжать свой творческий путь в научно-техническом творчестве.

Во-вторых, появились реальные авторские проекты – созданные ребятами игры, объекты (кресло. Они хранятся в ДК, авторы работают над ними, дорабатывают. И после завешения проекта эти работы станут достоянием всего сообщества: в игры и головоломки, придуманные участниками проекта, сможет прийти поиграть любой желающий. В кресле (оно уже выполнено авторами из гофрокартона) даже сейчас можно посидеть и помечтать о собственных проектах.

В третьих, сотрудники ДК поверили в собственные силы, в то что они смогут САМИ заняться совершенно чуждым культработникам «железным техническим творчеством». Специалисты ДК присутствуют на всех занятиях и учатся их проводить, поддерживать в дальнейшем проекты ребят. В эту новую для них сферу деятельности вкладывают свою душу художественный руководитель  Татьяна Геннадьевна Зуева и культорганизатор Наталья Юрьевна Моисеева. Замечательные условия для работы ребят и специалистов  в  своём учреждении создаёт директор ГБУК г. Москвы «Дом Культуры «Десна» Ирина Иршатовна Низаметдинова. В ДКиС "Ватутинки" поддержкой юных изобретателей активно занимаются художественный руководитель Елена Захарова и менеджер по культурно-массовому досугу Воронко Анастасия.

Благодаря именно этим замечательным специалистам, расширяющим свои компетенции, будет запущен механизмпопуляризации научно-технического творчества молодежи в учреждения культуры. Они помогут новым ребятам на начальном этапе их творческого пути придумывать и воплощать свои творческие проекты.

В перспективе, проанализировав деятельность и полученные в «Лаборатории» результаты, отзывы детей, родителей и сотрудников,  пилотные дома культуры выберут, какие из апробированных направленийоставить, как их развивать и закреплять. И возможно, как-то изменят вектор своей деятельности в направлении развития научно-технического творчества молодёжи. Полагаем, что подросткам, прошедшим в данном проекте начальный уровень, «ликбез» технического творчества, после завершения «Лаборатории творчества и изобретательства» интересно будет осваивать новые, более сложные навыки  технического творчества и инновационного предпринимательства. Для этого понадобятся более продолжительные системные занятия, оборудование 3D-прототипирования и соответствующе подготовленные кадры, (желательно – из проживающих на территории). Но это - тема следующего пилотного проекта.

 

Категория: ТРИЗ | Добавил: kozyreva | Теги: научно-творческое творчество молодё, досуг молодёжи, Козырева Н., Дом культуры
Просмотров: 582 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz