ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 26.04.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Курс "Даешь патент на изобретение" [2]
Материалы по курсу обучения созданию игр, игрушек и защиты своей интеллектуальной собственности
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » ТРИЗ

Научно-техническое творчество молодёжи – новое направление работы в домах культуры
27.08.2017, 00:11

Научно-техническое творчество молодёжи – новое направление работы в домах культуры

Козырева Н.А., канд. психол. наук,

руководитель Московской школы изобретателей,

куратор направления «Изобретательство»

Козырева Н.А. Научно-техническое творчество молодёжи – новое направление работы в домах культуры. – М.: Молодежь и общество, № 2/2015, стр. 18-28. ISBN 2308-5770

скачать pdf-версию статьи в журнале могут зарегистрированные пользователи сайта -  ссылка появится вверху страницы 

С января по май 2015 года в нескольких домах культуры Новой Москвы проходил эксперимент. Руководители ДК «Десна» и ЦКиС «Ватутинки»задались вопросом: а как привлечь в свои учреждения молодежь, какие новые, не-традиционные для ДК виды деятельности (не песни-танцы-рисование) предложить подрастающему «цифровому» поколению? Поиск ответа на тот вопрос привел их к специалистам Московской школы изобретателей Центра инноваций и научно-технического творчества Департамента образования Москвы (ГБОУ «ИннАрт»). Посовещавшись, мы решили попробовать «заразить» ребят и сотрудников ДК научно-техническим творчеством, изобретательством. Пришлось за 4 месяца обучить их - как придумывать игры и игрушки, как создавать макеты своих проектов,  показать - что же дальше делать со своей разработкой, каков путь изобретателя от рождения идеи до внедрения. Такие краткие сроки диктовались грантом, который ДК получили от Департамента культуры города Москвы.

Формы работы:

Было разработано несколько форм мероприятий («творческие десанты», регулярные занятия по нескольким мини-курсам, выезды в Москву на выставки, соревнования и конкурсы) для погружения ребят в изобретательскую деятельность:

А) Познакомить ребят с «азбукой» необходимых для успешной деятельности изобретателей навыков (научиться решать «нерешаемые» задачи – на занятиях с головоломками,  научиться творческим приёмам  по Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) – на занятиях по созданию различных видов игр, научиться изготавливать макеты своих идей – на занятиях по дизайну).

Б) Познакомить ребят с успешными авторами-изобретателями, чтобы поднять мотивацию к посещению занятий по проекту (и в дальнейшем – к продолжению собственных разработок) – на «творческих десантах»,  выставках и форумах.

В) Показать участникам проекта возможности дальнейшего продвижения и реализации разработанных ими идей – на международных выставках и форумах.

Г) Использовать для мотивации подростков также элементы творческого соревнования, азарта с помощью турнира «Выбираю Успех!» и конкурса на решение механических головоломок.

Мероприятия проекта, который получил название  «DesnaLab», были реализованы с  января по апрель 2015 года, и завершились торжественным закрытием проекта и вручением дипломов 16 мая 2015 года.

Были проведены два «Творческих десанта» в Десну и Ватутинки.  «Десант» - это когда несколько изобретателей и преподавателей из Москвы одновременно «высаживаются» в одном Доме культуры и проводят 3-4 мастер-класса и семинара на разные темы, для разных возрастных категорий участников. А потом, во второй половине дня, они переезжают в следующий Дом культуры, с этой же программой.

На первом «творческом десанте» мы проводили презентацию проекта «DesnaLab» для родителей и детей, мастер-классы и семинары по изобретению настольных игр, по решению  и изобретению головоломок, по промышленному дизайну среды, рассказывали ребятам - чему они могут научиться за 4 месяца занятий. Завершающий «творческий десант» имел целью подвести итоги проекта, познакомить всех посетителей ДК с созданными во время проекта творческими разработками ребят, а также  показать ребятам новые творческие приёмы, которые они смогут применять для создания дальнейших своих работ.

Помимо «Творческих десантов», в домах культуры были организованы регулярные занятия по курсам «Логика головоломок» и «Промышленный дизайн», по изобретательству, выезды в Москву на различные инновационные мероприятия, турнир по настольной экономической игре по инновационному предпринимательству «Выбираю Успех», Конкурс по решению механических головоломок.

Для привлечения молодежи к проекту, общения подростков и обмена впечатлениями, фотографиями, совместного решения интересующих вопросов с помощью друг друга, для создания обратной связи участников и преподавателей проекта было предусмотрено создание и ведение страницы в социальной сети ВКонтактеhttp://vk.com/desnalab. Страница эта доступна и можно посмотреть фотографии как всех мероприятий проекта, так и созданных детьми работ.

Организация  работы:

Часть занятий с ребятами  проводилась в ДК «творческим десантом» из московских специалистов в выходные дни. Часть занятий проводится в Москве – с организацией выезда ребят в сопровождении сотрудников ДК на выставки, форумы, инновационные предприятия. Часть занятий проходила в ДК регулярно, от одного раза в неделю до одного раза в месяц (группы по дизайну и по головоломкам, по анимации, по изобретательству, турнир по экономической игре «Выбираю Успех»).

Для работы подростков над своими проектамив периоды между занятиямив ДК «Десна» выделено специально оборудованное для многофункциональной работы помещение«Лаборатория проекта», в котором  имеется также Wi-Fi. Зарегистрированные в проекте участники могли свободно посещать Лабораторию в удобное для них время и самостоятельно там заниматься, изготавливать свои работы и хранить их там. В лаборатории также хранятся игры и головоломки, в которые ребята могут играть при желании, тренировать свои интеллектуальные способности.

Авторские работы:

В январе2015 года во время проведения первого «Творческого десанта»в Деснуи Ватутинки приехали изобретатели и преподаватели из Москвы.

Козырева Нелли Арнольдовна – куратор направления «Изобретательство», канд. психол. наук, изобретатель, автор системы игр для развития инновационного мышления детей и молодежи, провела с ребятами  ознакомительную игру по инновационному изобретательству «Выбираю Успех».

Навернюк Вера Михайловна - аспирантка РГГУ, член Клуба разработчиков и изобретателей игр Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), участник ряда международных  выставок, провела семинар по решению головоломок.

Соколова Любовь Игоревна, дизайнер,выпускница МГХПА им. С.Г. Строганова, победитель ряда международных конкурсов дизайна, провела семинар по разработке новых объектов и предметов окружающей среды.

Навернюк Анжелика Юрьевна - автор ряда патентов на игры, участник  Международных выставок, и Навернюк Анастасия, ученица 8 классаавтор-разработчик ряда игр и других проектов, провели семинар по разработке настольных игр.Несмотря на юный возраст, у собственных разработокНасти уже много наград, например: «Настольная пальчиковая игра "Паучки”»  в мае 2014г. заняла 3-е место на II Московском городском Конкурсе инженерно-технических проектов детей и молодежи до 18 лет «Я - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ». Проект «Настольная логическая игра "Хопперс" занял 1-е место в номинации "Логические игры, головоломки" Всероссийского конкурса "Инновационная игрушка" на международной выставке «Детство/Toys&KidsRussia 2012».

 

Нашей основной задачей было показать детям приёмы, с помощью которых они могут сами что-то новое придумать и СДЕЛАТЬ сразу, в течение «десанта».

В результате уже в первый же день под руководством А.Ю. Навернюк и Насти Навернюкбыло придумано и изготовлено детьми из подготовленных материалов в Десне –идеи для 5 настольных игр, идеи двух новых предметов: кресло и набор для хранения канцтоваров.  В Ватутинках ребята придумали идеи 13 настольных игр.

Все свои разработки ребята сначала забрали домой – показать  родителям и друзьям. Но потом некоторые макеты вернулись  в Лабораторию – авторы их совершенствуют, выполняют более качественно, апробируют свои игры на других участниках проекта:

Настольная игра "Хомяки, вперёд" - авторы  Юлия Зудилина, Света Машкина, Катя Калинина, Данила Селибовский.

Игра «Магни-бол One» - авторы Зуев Валентин, Эдуард Кульбацкий.

Игра  «Лав-дез» -  авторы Лилия Новикова, Зуева Анастасия.

Игра «Время приключений» - автор Куприянова Наташа.

 

Курсы занятий:

После «Творческого десанта» начались регулярные занятия по курсам «Логика головоломок» и «Промышленный дизайн»- по 16 ак. часов, «Изобретательство» - 8 ак. часов.

Специалист по механическим головоломкам В.М. Навернюк учила ребят мыслить и решать «невозможные задачи», находить выход из самых сложных положений, развивать интеллектуальные способности - качества, которое очень пригодятся изобретателю.Дети познакомились с такими видами головоломок,  как

Головоломки на складывание

Разборные головоломки

Нераспадающиеся головоломки

Головоломки на распутывание и расцепление

Головоломки с перемещением сегментов

Головоломки-загонялки

Гибкие головоломки и трансформеры

Головоломки, которые придумали их сверстники  - дети из Москвы.

После решения серии головоломок нового типа дети получали творческое задание: «придумать свою головоломку». Это была очень сложная задача, но всё-таки у нескольких детей получилось – появились  первые 7 задумок по головоломкам в ДК «Десна» и 3 головоломки в ЦКиС «Ватутинки». Юные авторы продолжают работать над ними.

В конце апреля мы провели Конкурс на решение механических головоломок.  Что интересно – ребята приводили на Конкурс своих родителей, и даже бабушек, и все вместе участвовали в решении  головоломок.

 

В результате напряженной борьбы  первое место в ДК ДЕСНА занял Пятаев Данила, а в ЦКиС«Ватутинки» -  Вельских Маргарита.

 

На  курсе  «Промышленный дизайн» ребята учились мыслить нестандартно, придумывать новые функции для обычных объектов. Занятия по промышленному дизайну проводила Л.И. Соколова, победитель ряда международных конкурсов дизайна, выпускница МГХПА им. С.Г.Строганова. Дети сами придумали – ЧТО они хотят нового создать, а Любовь Игоревна помогала им изготовить макеты. Воплощать свои идеи в макет с помощью различных видов бумаги, гофрокартона, пластика, пользоваться профессиональными приёмами и инструментами-эти навыки промышленного дизайнера пригодятся изобретателю из любой области, чтобы быстро изготовить макет своей идеи и показать его потребителям, апробировать, начать «продвигать» к воплощению в реальность свою разработку.

А новые творческие идеи у ребят рождались после каждого «творческого десанта» изобретателей из Москвы, и сразу же воплощались в макетах:

 

Вот некоторые из готовых проектов:

Кресло  «Цветок» — авторы Поречная Карина, Пятаев Данил, Дегтярев Женя, Яковлева Мария, Ковда Ирина.

Подставка для канцтоваров «Заяц» —  авторы Даша Гимаметдинова, Комиссаров Данил.

"Спортплощадка молодежная" – автор Зуев Валентин.

 

Экскурсионная программа:

Чтобы познакомить участников проекта с различными этапами творческого пути изобретателей по внедрению своих идей, с теми видами работ, которые изобретателю необходимо осуществить на каждом этапе, со специалистами, которые могут помочь ему решить возникающие проблемы, было организовано три экскурсии с выездом ребят в Москву:

  1. На Международную специализированную выставку товаров для детей «Детство / KIDS RUSSIA», которая проходила 11-13 марта в выставочном комплексе Крокус, г. Москва

На Выставке детипознакомились со специалистами отделов разработок крупнейших российских кампаний – «Звезда», «Биплант», «HobbyWorld». Они рассказали о современных материалах, видах игровых полей, трендах в области игр, формах сотрудничества с авторами, и пригласили ребят присылать свои игры на рассмотрение. Так юные авторы, которые на занятиях уже разработали свои первые настольные игры и головоломки, получили свои первые профессиональные контакты, и смогут воспользоваться ими, когда доработают свои игры.

Участники проекта также познакомились с детьми из творческой мастерской «Фантазеры», которые несколько лет занимаются разработкой игр и уже выставляют свои проекты на этой профессиональной  Выставке.

  1. На 18-й Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», который проходил 2-5 апреля в  Конгрессно – выставочном центре «Сокольники», г. Москва.

На Салоне были выставлены изобретения из разных областей промышленности и даже из разных стран.  На экскурсии мы продолжили знакомить ребят с различными этапами пути изобретателя, со специалистами, помогающим изобретателям защищать, патентовать свои разработки и «продвигать» их на рынок. Участники проекта лично пообщались с изобретателями в области обеспечения безопасности (экспозиция МЧС), космонавтики, автомобильного и железнодорожного транспорта, игровых тренажеров, а также с иностранными изобретателями из Кореи, Тайваня, Китая, Польши, Катара.

С большим интересом ребята расспрашивали своих сверстников, которые представили разработки  в разных областях. Там были и игры, и новые музыкальные инструменты, и роботы для проверки знаний, и даже метод проверки «правильности мёда». Наши участники снова убедились в том, что идти путём изобретателя можно даже в школьном возрасте!

 

3.В молодёжный инновационно-технический центр технопарка «САПФИР»

Там начинающие авторы познакомились с современными технологиями 3Dпрототипирования, которые помогают изобретателям быстро изготовить макет своей разработки. Ребята приняли участи в викторине по роботам, научились пользоваться 3D-сканером (с его помощью можно сделать свою виртуальную копию и напечатать как скульптуру на 3D принтере), познакомились с компьютерным дизайном (придумали и нарисовали в специальной компьютерной программе модель своего собственного дома для дальнейшего его изготовления на 3D принтере), и даже распечатали  на 3D принтерах несколько простых объектов.

 

С января по май в каждом ДК проходил турнир по авторской настольной экономической игре «Выбираю Успех» Н.А. Козыревой. Данная игра является запатентованным изобретением, Лауреатом III Всероссийского Конкурса «Лидер в области высоких технологий»  (2006г.) за развитие инновационного мышления молодежи. Играс 2009 года используется в турнирах среди студенческой молодежи (организатор - МИВТ-центр  в Москве),  среди школьников - во время проведения образовательной программы «Я -Изобретатель» в Анапе в  Федеральном детском центре «СМЕНА» (организатор  в 2014 году – ГБОУ «ИннАрт»). 

После первой ознакомительной игры, которая проходила в январе во время «Творческого десанта», зарегистрировавшиеся для участия в турнире ребята приходили по согласованному графику в ДК для проведения игр. Сотрудники ДК вели протоколы игр, заполняли турнирную таблицу.

В игре ребята получили профориентацию в инновационном предпринимательстве: познакомились с профессиональными компетенциями и ролевому взаимодействию изобретателя, промышленника, коммерсанта, финансиста-банкира. Они закрепили в игровой форме все этапы творческого пути изобретателей, с которыми познакомились во время творческих десантов, семинаров, выездов на выставки и форумы.

 

В ДК «Десна» в турнире участвовало 33 человека, в ЦКиС «Ватутинки» - 19 человек.Победителями турнира стали в ДК «Десна» - Радюхина Марина, в ЦКиС «Ватутинки» - Круглов Алексей.

 

Пилотный проект «DesnaLab» завершен. Четыре месяца насыщенного взаимодействия московских изобретателей с детьми и молодёжью Новой Москвы пролетели просто незаметно.

И похоже, нам всё-таки удалось «заразить» детей и сотрудников домов культуры научно-техническим творчеством: ребята познакомились с профессией «Изобретатель», с творчеством изобретателей Москвы, изучили некоторые творческие приёмы изобретателей и сами научились придумывать новыевещи, раскрыли свои таланты и поверили в свои собственные творческие  силы.Ребята активно общались в группе «ВКонтакте», выкладывали свои фотографии, впечатления.

16 мая состоялось торжественное закрытие проекта, награждение победителей конкурса головоломок и турнира по игре «Выбираю Успех!» памятными призами и дипломами. Авторы получили сертификаты на свои разработки,  активные участники  проекта - свидетельства участников.

В результате реализации проекта «DesnaLab»  в каждом из пилотных ДК образовались творческое сообщества из  подростков и молодежи, которым интересно развиваться и делать проекты в научно-технической сфере. Сотрудники и руководство домов культуры также принимали активное участие во всех наших семинарах, выездах с детьми, турнирах  и конкурсах.

 

И в ДК «Десна» осталась действующая «Лаборатория проекта» - ребята могут продолжать свободно посещать её, и самостоятельно там заниматься, изготавливать свои новые творческие работы - ведь у юных авторов остались десятки начатых творческих проектов.А те проекты, по которым уже изготовлены макеты - они будут демонстрироваться в пилотных домах культуры на постоянно действующей выставке авторских работ.

 

Вы, уважаемые читатели, можете приехать в гости в Новую Москву:  сотрудники ДК «Десна» и ЦКиС «Ватутинки» и авторы проектов с удовольствием покажут вам новые разработки, поиграют с вами в свои новые игры, и тоже – «заразят» научно-техническим творчеством.

 

Категория: ТРИЗ | Добавил: kozyreva | Теги: научно-техническое творчество молод, досуг молодёжи, Козырева Н., Дом культуры, ТРИЗ, Выбираю Успех, ИннАрт
Просмотров: 583 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz