В департаменте все проекты рассматривает компетентная комиссия. В итоге кто-то получает финансирование, кто-то – нет. Некоторые ребята после этого сразу же бросают дело, другие дорабатывают проект и снова идут на комиссию во второй или даже в третий раз и получают финансирование.
Все это непросто, но почему ребята все равно обращаются к нам? А потому, что им обращаться больше не к кому. Человек «с улицы» с голой идеей на комиссию не придет. Он должен предоставить готовые материалы. Финансовая комиссия департамента принимает только те проекты, которые подготовлены по определенной форме. Комиссия должна убедиться, что материал проработан, что человек понимает, что делать дальше, что бюджетные деньги не будут брошены на ветер. Наша задача как раз и заключается в том, чтобы помочь начинающему предпринимателю хорошо подготовиться к рассмотрению его проекта на комиссии. У нас работает группа консультантов по разным аспектам: по финансам, инновациям, общим вопросам. Они посоветуют, на какие выставки сходить, какую именно информацию о конкурентах и ценах надо проанализировать. Есть очень много моментов, которые в бизнес-плане надо отразить непременно.
Сколько времени уходит на один проект? Бывает по-разному, так как приходят к нам на разном этапе подготовки. Минимально – достаточно и одного месяца, но чаще бывает, что нужно потратить месяцы. Какие ошибки? Как правило, в представленных нам инновационных проектах бывает сильной теоретическая часть, так как эта работа выполняется под руководством научного руководителя. Но этот руководитель, к сожалению, зачастую смотрит на проект только с точки зрения научного интереса и не видит совсем другую, не менее важную составляющую – востребованность данной продукции на рынке.
Представленный на комиссию проект должен быть правильно подготовленным. Перечислю только обязательные пункты общего плана. 1. План маркетинга и сбыта продукта (услуги). 2. Производственный план. 3. Организационный план. 4. Инвестиционный план. 5. Финансовый план. 6. Контроль за реализацией проекта.
Какой из них наиболее сложный? Каждый по-своему. Возьмем, к примеру, описание стратегии продвижения товара на рынок, от чего зависит все остальное. Понятно, что надо знать, что представляет собой эта стратегия, как продвигаются другие товары на рынке, сможешь ли ты пройти по этому пути и т.д.
Как вести свой бизнес – мы не можем сказать, но мы можем подсказать, где рифы и куда лучше не идти. Например, вхождение сразу в сетевые магазины – это весьма чревато, потому что может быть высокая цена за вход. Потом, если у тебя небольшая опытная партия товара, то также мало шансов на успех и т.д. Если документы подготовлены неправильно, то их просто не примут в департаменте, потому что там распределяются бюджетные деньги и подход очень строгий. Здесь нет мелочей: на деловой встрече даже внешний вид клиента играет большую роль. Мы стараемся довести до ребят и эту информацию. Что бы я посоветовала тем, кто хочет обратиться к нам? Нужно хорошо продумать, чего они хотят, и изложить хотя бы в общем виде на бумаге свой бизнес-план. Тогда уже будет более конструктивный разговор, меньше времени уйдет на раскачку.
Предпринимательский проект инновационного характера имеет свою специфику и сложен в том плане, что ты должен сначала доказать всем, что твой продукт вообще нужен на рынке, а потом еще придумать технологию, путь доведения этого товара до конкретного потребителя. Инновационный бизнес требует больших финансовых затрат на оборудование, технологии и т.д., но ведь всегда есть люди, которые жаждут новизны, это в них заложено самой природой. Вопрос только в том, как из этого организовать успешный бизнес. Это, конечно, сложнее, чем открыть ларек по выпечке пончиков. Кстати, у нас был случай, когда изобретатель придумал автомат по выпечке пончиков, который демонстрируется на выставках и хорошо продается.