Изобрёл или не-изобрёл?
Первая приятная Новогодняя-2012 новость «Правительство Москвы поддержит
московских производителей детских товаров» появилась на сайте http://www.acgi.ru/news/novosti_otrasli/880.html
Вторая тоже
приятная новость «Екатеринбургский школьник запатентовал детский конструктор»
www.uralweb.ru «Восьмиклассник стал единственным из
подростков, кто на свое изобретение получил авторское свидетельство за
последние двадцать лет» подтолкнула к следующим размышлениям…
Я посмотрела по базе Роспатента и
нашла "первоисточник":
Автор/патентообладатель Д.Шостин, патент РФ №102525
на полезную
модель «ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ
ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕМНЫХ И/ИЛИ ПЛОСКИХ ТЕЛ»
http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet
. Приоритет (дата подачи заявки): 13.04.2010
Итак, что мы имеем? В очередной раз
журналисты в стране, где заявляется создание «инновационной экономики»
продемонстрировали вопиющую некомпетентность,
которую они очень успешно транслируют
в разных СМИ – посмотрите их замечательную активность в Яндексе по
запросу «Д.Шостин изобрёл».
В чём же фактические ошибки?
1.
Авторские свидетельства выдавались в давно ушедшей стране – СССР.
Уже с 1 июля 1991 г. по Закону СССР «Об изобретениях в СССР»
начали выдаваться только ПАТЕНТЫ. И в России выдаются – тоже только ПАТЕНТЫ.
2. для обывателей
характерно называть «изобретением» всё, что бы человек ни придумал. Но для
профессионалов - разница
огромная, и путать журналистам эти
понятия – «изобретение» и полезная модель» - непростительно. Итак, читать ликбез по этой теме.
3. «единственный из подростков» … более
корректно Д.Шостин назван в заметке на http://fedpress.ru/tv/video/id_3223.html
«единственный в Свердловской области школьник за последние 20 лет», но и там прежняя фактическая ошибка – «
получивший патент на свое изобретение». Вероятно, уральские журналисты действительно других
детей-изобретателей не знают.
Но это не дает им права своё незнание так помпезно тиражировать. Могли бы и в Интернете разные поисковые
запросы сделать… потому что действительно, в патентной базе Роспатента не
указывается возраст авторов, и «ВЫЧИСЛИТЬ»
среди них детей просто невозможно. Есть дети с патентами на полезные
модели, но гораздо меньше – тех детей, кто действительно имеет патенты на ИЗОБРЕТЕНИЯ.
Выдавая патенты на полезные модели (потенциально неновые
устройства), Роспатент действует в соответствии с законодательством. Поскольку
патент на полезную модель изначально выдается без какой-либо гарантии действительности
(проверки новизны), его могут оспорить в любой момент, даже когда вы выпускаете
«инновационную продукцию». Но пока такой патент никто не оспорит,
исключительное право на полезную модель будет действовать. Кстати, первый шаг в оспаривании патента Д.Шостина
по признаку новизны уже предпринял Кушелев Александр Юрьевич ( см. http://barodinamika.livejournal.com/150300.html
), но вряд ли он пойдет дальше – к подаче формальной заявки в Патентный суд.
Да и нужно ли это?
Хорошо, что ребёнок вообще увлекся техническим творчеством.
Очень хорошо, что он уже начал осваивать формальные правовые процедуры
признания своей интеллектуальной собственности. Замечательно, что есть ещё
такие увлечённые дети на Урале - см. «Кулибины
за партой» http://www.rg.ru/2010/04/29/reg-ural/izobretateli.html
. Уникально, что ему удалось получить грант 337 тыс. руб. от
губернатора (честь и хвала ему!) http://www.uralweb.ru/news/n387052.html
Московский школьник Антон Навернюк в 11 лет получил свой первый патент на ИЗОБРЕТЕНИЕ № 2339421, приоритет 12.03.2007 «Набор для
игровой конструкции» http://antscon.ucoz.ru/index/0-4 (Сейчас, в 16 лет, у Антона уже 3 патента и масса
разработок, которым нужна патентная защита).
Конструктор Антона
Навернюка "АНТазия" получил
поддержку в Департаменте образования г. Москвы и рекомендации для использования его в детских садах и школах РФ от Московского
городского центра психолого-педагогической экспертизы игры и игрушек. http://antscon.ucoz.ru/_si/0/86734891.jpg
И публикаций в прессе было много (некоторые см. на http://antscon.ucoz.ru/publ/,
http://antscon.ucoz.ru/blog/). Но
вот при всей декларируемой мощности поддержки малому инновационному бизнесу
Москвы Антон пока не получил финансирования на свой инновационный проект по производству конструктора по своему изобретению.
Вот чему надо поучиться у пиарщиков Данила Шостина – так это
действительно их восхищению талантливым ребёнком и его активному продвижению в
СМИ.
Надеюсь, что первая приятная Новогодняя-2012 новость о том, что «Правительство Москвы
поддержит московских производителей детских товаров», станет еще более приятной, и Правительство
Москвы поддержит московских детей-изобретателей.
Идя по пути построения инновационной экономики, любое
государство должно, ВЕРОЯТНО,
инвестировать
в развитие инновационного мышления подрастающего поколения;
в обучение авторов правовым
основам защиты своей интеллектуальной собственности и повышение её уровня;
в снижение экономических и бюрократических барьеров перед
талантливой молодежью, которая демонстрирует свои шаги на пути СОЗИДАТЕЛЕЙ, и
не потребителей;
в предоставление доступных кредитов, льгот, субсидий
инновационным предприятиям, в том числе – доступных в плане уменьшения
документооборота, который сейчас грандиознее ресурсов, выдаваемых несчастным
заявителям;
в широкомасштабный PR и поддержку разработок своих отечественных «Кулибиных»,
начиная с детей.
Итак, возвращаясь к образу "олимпийских чемпионов"...
надо очень чётко понимать, что ориентируя своих детей на "бег трусцой" вокруг чужих инноваций (т.е. на получение патента на полезные модели), мы НИКОГДА не вырастим олимпийских чемпионов.
ТОЛЬКО вдохновляя детей на покорение МИРОВЫХ вершин (и обучая их этому - созданию ИЗОБРЕТЕНИЙ, + опытным образцам, + коммерциализации...), мы вырастим ЧЕМПИОНОВ в инновациях.
но для этого нужны не "учителя физкультуры", а тренеры. Причём современные технологии позволяют этот процесс осуществлять дистанционно.
Н. А. Козырева,
Канд. психол. наук,
Изобретатель,
Автор системы развития инновационного мышления детей 4 - 17 лет через различные виды игр. читать
Что почитать по теме техническое творчество
детей-изобретателей:
Козырева
Н.А. Обучение инновационной деятельности: от рождения идеи до её воплощения в жизни . читать
Н.А.
Козырева. Детский инновационно-развлекательный центр. Программа формирования
инновационного мышления детей и подростков через разработку игр и
игрушек. читать
Козырева Н.А. Методика
обучения приёмам устранения противоречий на примере запатентованных игрушек
«Ванька-Встанька». Тезисы докладов научно-практической конференции
«Творчество во имя достойной жизни». Великий Новгород, 11-12 июля 2001г. читать
|