Козырева Н.А. Игра «Хоровод сказок» (СКАЧАТЬ ТЕКСТ)
12.06.2009, 22:42
Игра «Хороводсказок» представляет собой набор из карт,на которых по определенным правилам "перепутаны" герои, предметы и ситуации из широко известных детям сказок:
«Перепутанные герои» являются «толчком», импульсом для активизации мышления ребенка. Именно эта ситуация – когда ребенок видит «неправильность», является тем противоречием, «несовершенством», которое побуждает его проявить свою творческую позицию, авторство, экспериментирование: или создать новую сказочную историю по своей воле, или отказаться от нее.
Такая открытая к изменению сказок, к экспериментированию с эмоционально близкими детям образами структура игры позволяет заложить в способы действия, в предметное содержание игровых заданий доступные для восприятия младших школьников методы активизации творческого мышления и диалектического мышления (ТРИЗ) в игровой форме.
Игровые заданияпредставляют собой различные варианты игрвлото, домино, пасьянс, карты, а также литературных игр - собственно рассказыванияисторийпо заранее заданным правилам.
Игра может использоватьсявТРИЗ-педагогике, применяться в начальных классах школ на уроках по логике, развитию речи, в группах продленного дня и в семье для организации занимательного, развивающего творческого досуга.
Использование игры «Хороводсказок» в начальной школе на уроках по методикам Светланы Гин«Мир логики», «Мир фантазии» было опубликовано в статье Козырева Н.А. Система развивающих настольных игр. Журнал «Начальная школа», Минск, № 3-8/1997г. Скачать ее полный текст можно на http://kozyreva.ucoz.ru/load/19-1-0-24
Игра готовится к печати, поэтому пока предлагаю вашему вниманию отчёт о результатах её апробации, которую провели в Минске студентки Татьяна Миранович и Ксения.Новиковапод руководством А.В. Корзун (http://kozyreva.ucoz.ru/publ).
Козырева Н.А. Психологические условия формирования
творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М.,
2007 http://kozyreva.ucoz.ru/load/20
Гуткович
И.Я., Самойлова О.Н. Сборникдидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. – Ульяновск,
1999. http://volga-triz.ru/metod.php
Жмырева М.А., Сидорчук Т.А. Система творческих
заданий как средство обучения детей 4-6 лет работе с противоречиями. -
Ульяновск, 2001.http://volga-triz.ru/metod.php
Крохина
И.Н., Костылькова Л. Н. Использование методов ОТСМ – ТРИЗ в работе с детьми
логопедических групп как путь создания педагогики успехаhttp://www.jlproj.org/this_bibl/Krohina1.pdf
Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие
творческого мышления, воображения и речи дошкольников. – Ульяновск: ИПКПРО,
2003
Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки
(методика рассказа по картинке). - СПб.: «ТРИЗ-ШАНС», 1995 / http://www.trizminsk.org/e/2312.htm
Нестеренко А.А., Алешина О.В. Анализ героев через их
отношение к проблемной ситуации // Педагогика + ТРИЗ. – Гомель: Система
«ТРИЗ-ШАНС», 1998.http://www.trizminsk.org./e/prs/233024/htm
Новикова К.Т., Миранович Т.В.
(педагог А.В. Корзун) «Авторская система развивающих игр
"Хоровод сказок" как инструмент
формирования сильного мышления и управляемого воображения
Сидорчук
Т.А., Хоменко Н.Н. "Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной
игры "Да-Нет" //Пачатковая
школа. 2001.№ 11. http://www.trizminsk.org/e/23209.htm
Творческие задания
"Золотого Ключика /Андреева А.В., Лелюх С.В.,Сидорчук Т.А., Яковлева Н.А. – Самара: Центр
развития образования, 2001г. http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htmhttp://volga-triz.ru/metod.php