ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ «ТЕРЕМОК СКАЗОК» В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Козырева Нелли Арнольдовна
доцент кафедры психологии МГУ им. А.А. Кулешова, кандидат психологических наук,
(г. Могилёв, Республика Беларусь)
Козырева Н.А. Использование игровой методики «Теремок сказок» в коррекционной работе. II Республиканская научно-практическая конференция «Специальное образование: опыт и перспективы». Могилев, 26 октября 2016г.
«Теремок сказок» - это название авторской игры для детей от 4х лет, которая состоит из двусторонних сюжетных картинок из известных ребенку сказок и вкладышей с героями [1]. Сюжеты сказок подобраны специально таким образом, что герои представлены в двух-трех эмоциональных состояниях - спокойные, радостные, испуганные, убегающие, плачущие, угрожающие, агрессивные. На каждой карточке на месте одного из героев есть отверстие (круглое, квадратное или треугольное). В это отверстие можно вкладывать картинку-вкладыш с любым героем. Например, Красная Шапочка может попасть в сказку «Три поросенка», а Колобок – в «Заячью избушку». Таким образом, сразу закладывается противоречие «старому сюжету» – в сказку входит «чужой» герой. Именно эта ситуация – когда ребенок видит пустоту на месте героя или «неправильность», является своеобразным магнитом, притягивающим внимание ребёнка и мотивирующем его мышление, а также создает возможность проявления воображения, экспериментирования с сюжетом сказки, что побуждает ребёнка к высказыванию своей версии нового сюжета.
В авторской игровой методике «Теремок сказок» описано 110 вариантов разнообразных игровых заданий с одним и тем же комплектом карточек, в процессе выполнения которых у ребенка происходит формирование восприятия, мышления, воображения, памяти, речи [2].
Логопеды МДОУ № 4 г.Череповца используют «ТЕРЕМОК СКАЗОК» для развития, становления и коррекции всех сторон речевого процесса, в работе при активизации и пополнении словаря, работе над словами-признаками, при формировании лексико – грамматических средств языка и развитии связной речи у дошкольников с диагнозом ОНР. «Наличие в игре героев с различными эмоциональными состояниями, карточек с различными возможными сюжетами позволяет направить эмоциональную нестабильность этих детей (расторможенность, невнимательность, преобладание отрицательных эмоций, высокий уровень подсознательного страха, неуверенность в себе и др.) в конструктивное, творческое русло» [4]. Ребёнок САМ выбирает сквозного (главного) героя и задаёт с помощью карточек логику происходящих с ним событий, что мотивирует его создавать описательные рассказы. Юный автор постоянно находится в ситуации выбора – как возможного героя, так и сюжетной картинки для продолжения сочинения НОВОЙ сказки. Это способствует развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности и повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами. Размышляя над «чужим героем в сказке» при ответе на опорные вопросы («в каком случае это возможно?») ребёнок учится составлять сложноподчинённые предложения и др.
Психологи ГУО «Краснопольский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» используют «Теремок Сказок» для коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7лет с ЗПР различного происхождения. Студенка МГУ им.А.А. Кулешова Коростелева К.А. в дипломной работе (2016) провела апробацию коррекционно-развивающей программы, в которую для детей с ЗПР конституционального и психогенного происхождения были включены описанные в [3] игры преимущественно на развитие внимания, для детей с ЗПР соматогенного происхождения – игры на развитие речи, с ЗПР церебрально-органического происхождения – на развитие мышления. Игры проводились в подгруппах детей с одинаковым диагнозом, в парах и индивидуально. С каждой группой детей по 3-4 человека проводились 10 занятий. На занятии дети последовательно играли в 3-4 игры с карточками, при этом часть одна - две игры повторялись на следующем занятии, и 1-2 игры были новыми для детей.
Исследование К.А. Коростелевой показало, что уровень мышления и речи детей в экспериментальной группе заметно повысился по сравнению с данными первичной диагностики и показателями у детей в контрольной группе. Однако по уровню внимания детей из контрольной и экспериментальной групп не установлено значимых различий.
Таким образом, регулярная, правильно организованная, целенаправленная коррекционная работа с использованием игр «Теремок сказок» может дать положительный результат как в работе логопеда с дошкольниками с ОНР, так и в работе психолога с младшими школьниками с задержкой психического развития.
Литература
- Козырева Н.А. Настольно-печатные развивающие игры по сюжетам сказок для детей 5-7 лет. - Могилёв, изд. МГУ им. Кулешова, 1998. – 52с.
- Козырева Н.А. ТЕРЕМОК СКАЗОК: развиваем интеллект и творческие способности. - М.: Школьный психолог. 2007, № 9. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200701114
- Козырева Н.А.ТЕРЕМОК СКАЗОК: 110 развивающих игр со сказками для детей 4-7 лет. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов. - М., 2013. - 124 с.
- Крохина И. Н., Измайлова Е. И. Некоторые подходы к использованию игровой методики «Теремок сказок» в работе логопеда. http://teremok-skazok.ucoz.ru/publ/otzyvy_logopedov/ispolzovanie_metodiki_teremok_skazok_v_rabote_logopeda/6-1-0-5
|