ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 22.11.2024, 17:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Общесистемные статьи [3]
Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" [19]
для детей 3-7 лет
Экономическая игра «ВЫБИРАЮ УСПЕХ» [6]
для детей от 10 лет, подростков и взрослых
Компьютерная игра "Неваляшка" [3]
для детей от 9 лет, подростков, студентов технических ВУЗов
Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" [7]
для детей 7-12 лет
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Система развивающих игр Н.Козыревой » Игра "ХОРОВОД СКАЗОК"

Авторская система развивающих игр «Хоровод сказок» Н. А. Козыревой
03.09.2017, 00:22

Авторская система развивающих игр «Хоровод сказок» Н. А. Козыревой как инструмент формирования сильного мышления и управляемого воображения дошкольников


Миранович Т.В., Новикова К.Т., Минск, Беларусь

(ученицы А.В. Корзун, https://www.jlproj.org/this_bibl/Korzun_s08-2.pdf)

Комплекс развивающих игр «Хоровод сказок» Н. А. Козыревой предназначен для формирования навыков системного диалектического мышления и управляемого воображения детей в игровой форме. Внешние обстоятельства не позволили автору провести апробацию игрового комплекса в работе с детьми в массовых учебных заведениях по разным причинам. По этой причине, нам было предложено провести апробацию игрового комплекса «Хоровод сказок» с детьми старшего дошкольного возраста.

Мы проводили исследование с детьми пятого-шестого годов жизни, адаптируя игры, принимая во внимание особенности развития и уровень знаний, умений и навыков данного возраста. Исследовательская работа проходила с двумя детскими группами, первая из которых состояла из 10 человек в условиях санаторного пребывания, вторая из 8 человек группы №10 детского сада №328 г. Минска.

Проблемой первого этапа стало отсутствие графических материалов, без которых невозможно проведение данных игр. Необходимо было создать игровой материал (карты-иллюстрации). Основное требование к ним заключалось в том, чтобы повторяющиеся персонажи, были сделаны рукой одного художника, но соответствовали подробному описанию автора игр. Учитывая такое пожелание, мы создавали карты с помощью компьютерных технологий: оцифровывали кадры видеозаписей соответствующих мультфильмов, затем в графическом редакторе составляли из элементов этих картинок необходимый сюжет и завершали редактирование вручную. Это позволило нам получить дополнительный полезный эффект – мы освоили первичные навыки работы с некоторыми компьютерными программами и графическими редакторами.

Вторым этапом работы стал анализ программных требований по обучению творческому сочинительству детей дошкольного возраста и адаптация в соответствии с ними авторского варианта игр «Хоровод сказок». В базисной программе дошкольного образования задачи, связанные с составлением творческих рассказов, ставятся только в старшем дошкольном возрасте. Кроме того, игры, основанные на знании литературных текстов, имеют, как правило, повышенный уровень сложности для детей. Поэтому мы решили, что в нашем случае основную роль будет выполнять ведущий-взрослый, который поможет направить ход развития сюжета, объединить высказывания детей в единый творческий результат.

Для старших дошкольников естественным является коллективный характер деятельности. Следовательно, кроме задач образовательного и речевого характера в этой работе надо ставить задачи формирования у детей толерантности (способности слышать и уважать точку зрения собеседников), совместно находить наиболее приемлемые решения. Кроме того, при решении любой задачи необходимо учитывать те конкретные условия, в которых она возникает и решается. Поэтому следовало учесть специфику контингента детей: группа детей в детском санатории является временным объединением, на этом основании мы исключили элементы соревнования из апробируемых игр.

На третьем этапе работы, возникла организационная проблема – формы организации образовательной работы в детском саду и санатории различны. А для чистоты эксперимента желательны совершенно одинаковые условия, включающие и специфику выбора форм организации работы с детьми. Поэтому мы составили комплекс развивающих занятий на основе игры «Хоровод сказок» Н. А. Козыревой, по которому работали и с первой, и со второй группами детей. Кроме того, спланировали работу вне занятий: игры, игровые задания по пособию «Хоровод сказок», чтение сказок, которые являлись основанием для разработки данного пособия.

Условия проведения исследования с одной и другой группой имели определенные отличия. С первой группой детей занятия проводились по подгруппам. Занятия были строго регламентированы, проводились в первую половину дня, ежедневно в течение 19 дней. Продолжительность занятий составляла 40 минут. Место проведения: кабинет психолога, разделенный на зоны, где имелась достаточно богатая материальная база (компьютер, музыкальный центр, разнообразные пособия и пр.). Кроме этого, через день дети посещали дополнительные занятия с использованием технических средств обучения, на которых проходил просмотр мультфильмов по сказкам, с обсуждением и отдельными играми. Кроме того, дети имели возможность самостоятельно играть с пособием в дошкольной группе «Малышок».

Со второй группой детей занятия проводились фронтально. Работа велась то в первую, то во вторую половину дня, длительностью 20-25 минут. Мы по возможности старались включать в различные виды занятий пособие (карты) и игры комплекса «Хоровод сказок». Место проведения не было четко определено, занятия проходили то в физкультурном зале, то в групповом помещении. Дополнительные занятия с использованием технических средств обучения не проводились, но пособие постоянно находилось в группе, и было доступно детям.

С целью определения уровня развития логических мыслительных операций и навыков сильного мышления была разработана педагогическая диагностика: для каждой логической операции были подобраны задания, построенные в виде развивающих занятий-путешествий в игровой форме.

^

Констатирующая диагностика в начале работы.

Первая группа (в условиях детского санатория).


Дети вычленяют части объекта и объединяют части в единое целое. Способны из отдельных частей создать новый объект. В объединении объектов испытывают затруднение в определении признака, по которому осуществили классификацию. В играх, требующих навыков анализа, классификации дети не выходят на высокий уровень. При сравнении находят практически все отличия, лишь некоторые по подсказке, а трудности испытывают в нахождении общих признаков, абстрагировании от неважных, незначительных, но внешне ярких признаков. В решении проблемных ситуаций дети используют реальные и волшебные ресурсы (предложили 6 вариантов решения), способны придумать невероятное решение. Речевой запас детей довольно обширный, но они с трудом строят связные высказывания. Могут придумать нового героя, наделить его определенными чертами характера. Не владеют навыками коллективной работы: при групповом обсуждении перебивают друг друга, не учитывают мнения сверстников.
^

Вторая группа (в условиях детского сада).


Лучше классифицируют (в сравнении с первой группой), но также не озвучивают причину выбора, хотя оснований для классификации находят больше. В процессе разрешения проблемной ситуации не включают волшебных сил, предложили всего 2 варианта решения. В творческой работе на придумывание нового героя основывались на реально существующих животных, не дали имени новому существу, названия, не наделили чертами характера. В заданиях по синтезу, анализу, абстрагированию, сравнению показатели схожи с показателями детей первой группы.

Ни в одной из групп дети не показали высокого уровня творческого воображения, оставаясь на уровне представлений об объектах бывших в опыте и о которых имеется достаточно полная информация.

^

Контрольная диагностика по завершении работы.

Группа в санатории.


В осуществлении сравнения дети видят не отдельные объекты, а общую группу (герои, предметы одной сказки), обращают внимание на действия, место, абстрагируются от ярких, но незначительных признаков (цвет, форма, величина). В классификации находят больше признаков объединения, уходят от типовых решений. При анализе проблемной ситуации обращаются к ресурсам волшебных сил, находят такие варианты решений, которых не было в их опыте и о которых информации крайне мало. Придумывая нового героя, дети опираются не только на составные части объекта, но и на характеристику его действий и характера, делают подробное описание героя по представлению. В игре «На что похоже» дети не показали высокого уровня новизны в решениях, но уже стали претендовать на оригинальные решения.
^

Группа в детском саду.


В заданиях на обобщение и классификацию половина детей смогли выделить свой оригинальный признак (например, из ряда: птица, цветок, медведь, заяц, исключили птицу по признаку обитания не на земле). При решении проблемной ситуации использовали типовые волшебные силы. Придумывая нового героя, ориентировались на составные части, подбирали в соответствии с ними личные качества героя, не смогли определить назначение героя. Значительных отличий в показателях связанных со сравнением, абстрагированием с первой группой нет.

Дети двух групп толерантней стали относиться к мнению сверстников, принимать во внимание в коллективных обсуждениях и чужие решения. Появилась тенденция использования правильных конструкций предложений. В своих высказываниях дети стали использовать характеристику эмоционального состояния, как качественную характеристику. На вопросы преимущественно давали полный ответ.

Изучая результаты первичной и заключительной диагностики, мы заметили изменения в применении детьми мыслительных операций при работе с объектами, проблемными ситуациями. В конце работы у них стала наблюдаться определённая вариативность и подробность в составлении сюжетов сказок, воображаемого образа. При разрешении противоречий дети стали выдвигать идеи, отличающиеся от типовых. Активно этому содействовали игры литературной направленности, т.к. в творческой работе дети пользуются прототипами, изменяя их для создания новой идеи, то есть, производят модификацию объекта, чего не могли сделать в начале исследования.

В начале работы все дети пользовались традиционными классификациями. Система игр «Хоровод сказок» и отдельные тренинги по пособию дали возможность детям понять и увидеть проявление относительности, вариативности отношения объекта к классифицируемой структуре, показали необходимость рассматривать ситуации системно, выявили, что основой для классификации может быть любой признак. По окончании работы дети стали создавать свои варианты классификации, в зависимости от принятого основания. Работая с пособием, дети научились воспринимать карту, изображение не как изолированную картинку, а как систему, у которой есть прошлое (предыстория), настоящее (факт), будущее (последствия), а так же выделять подсистемы и относить к определённой надсистеме. Ребята научились замечать противоречия в ситуациях, на основе этого решать проблемные задачи.

Результаты заключительной диагностики показали, что дети перестали относиться к проблемам с позиции безысходности, неразрешенности, не исключают невероятные возможности разрешения, предлагая разнообразные варианты. Они подсознательно стремятся к идеальному конечному результату, хотя мы не ставили задачу научить их формулировать ИКР. Появилась тенденция использования навыков системного мышления не только на специальных занятиях, но и на занятиях других видов, играх и других видов деятельности.

Интересным наблюдением для нас оказалось, что для формирования тех навыков, для которых обычно используется многоэкранная схема сильного мышления (системный оператор) не обязательно строго придерживаться рекомендуемого в методической литературе алгоритма и модели «Волшебный экран». Основываясь на установлении связей разного уровня в процессе игр с пособием, дети освоили эти мыслительные операции.

Одной из задач нашей работы было изучение дидактического потенциала игр и игрового пособия. Система игр Н. А. Козыревой изначально предполагает формирование и усовершенствование основных логических операций, развитие творческого воображения детей, воспитание культуры поведения, нравственных качеств личности, развитие речи, а также всех мыслительных процессов. Однако это ещё и материал для творческого роста самого воспитателя. Как написала нам Нелли Арнольдовна: «Предполагаемые схемы игр - лишь руководство к действию для творческого человека». Это значит, система игр имеет большой потенциал применения в деятельности дошкольного учреждения. На основе разработанного пособия нами были составлены свои игры: «Прятки», пространственные, линейные, описательные «Данетки». Мы использовали элементы тренингов, применяемых в ТРИЗ-педагогике. Решая задачу «на применение» и рассматривая дидактический материал комплекса «Хоровод сказок» как наглядность, можно найти способы использования пособия на разных занятиях. Большой потенциал пособия мы видим в развитии детской эмоциональной сферы, сферы общения.

Любая развивающая игра и пособие должны быть многофункциональными, с позиции критериев идеальности: игра одна, а задач решает множество, должна включать образовательный, психологический, воспитательный аспекты, и мы считаем, что развивающие игры и пособие Н. А. Козыревой соответствуют данным требованиям. Следовательно, её внедрение в практику детского сада не только возможно, но и весьма полезно.

Категория: Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" | Добавил: kozyreva | Теги: дошкольники, Хоровож сказок, ТРИЗ-педагогика, развитие мышления, игры по ТРИЗ, ИКР, Развивающая игра
Просмотров: 588 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz