В части 2 описаны типовые ошибки в постановке задач и
способы "распутывания" истинных задач в мессе предъявляемой клиентам
информации.
Часть 2. Типовые ошибки в формулировании
задач и приёмы их устранения
Название и суть ошибки
Пример
Приём устранения ошибки
1.
"Глобализм" - чрезмерно общая формулировка задачи
Заставьте мужа
бросить курить, везде окурки, дым. Мы ссоримся"
Конкретизировать
задачу, "привязать " её к конкретной ситуации. "Не
курить при детях"
2.
"Тупик" - постановка задачи направляет поиск в бесперспективном
направлении. Иногда пытаются совершенствовать систему, ресурсы развития
которой исчерпаны. Иногда решение задачи требует не существующих на сегодня
ресурсов (нереальные задачи)
Человек,
решавший проблему, выбрал одно из возможных её решений, но успеха не добился.
Вместо того, чтобы изменить направление поиска, он предлагает искать решение
в прежнем, тупиковом направлении.
"Муж часто
задерживается с работы, и не может забрать ребенка с д/сада. Мне приходится
менять свои планы покупок продуктов, можем остаться без ужина. Как
"привязать " мужа к времени ухода детей из
д/сада?"
3. Выбрать
другую задачу, решение которой обеспечит необходимый эффект.
4.
"Путанка" - ситуация, когда под видом одной задачи прячется клубок
взаимосвязанных задач
1. Выделить все
элементарные
задачи
2. Расположить
их в порядке иерархии
3. Выделить
ключевую задачу
4. Решать все
задачи с предположением, что все остальные уже решены.
5. "Избыток
информации" -клиент, пытаясь облегчить решение, выкладывает массу
информации, среди которой нужна "тонет"
1. Отбросить
несущественное.
2. Выявить все
элементарные конфликты.
3. Составить
иерархию задач.
6.
"Недостаток информации" - клиент упускает важные сведения, ресурсы,
считая их общеизвестными. Не показывает имеющиеся ограничения
1. Предложить
ряд известных ограничений,
ресурсов.
2. Выбрать
имеющиеся в данной ситуации.
3. Сформулировать
уникальные ограничения и ресурсы клиента.
7.
"Избыточные ограничения"
Постановка
задачи с требованием "ничего не менять" или решать строго
определенным образом
1. Уточнить
обоснованность тех или иных запретов, ограничений, их обоснованность.
2.
Сформулировать новую задачу, позволяющую обойти запреты.
8."Вторичное
объяснение" - клиент объясняет те или иные особенности не реальными
причинами, а ставшими привычными, заблуждением.
1. Не полагаться
на предлагаемые клиентом
объяснения.
2. Разобраться в
механизме процессов, причинах и следствиях.
9. "Ложные
задачи" Случайные
При более
подробном выяснении оказывается, что их решать не нужно, т.к. это не
даёт никакого эффекта. Задать вопрос: "Какой эффект будет получен, если
задача будет решена?"
10.
"Близорукая задача" - постановка задачи без понимания
изменения условий, которые могут произойти за время её решения и
осуществления
1. Выяснить
перспективы.
2. Внести
поправку на время, требующееся для решения задачи.
11.
"Ориентация только на известные решения". Клиент пытается
навязать не очень подходящие, но известные ему решения и боится новых
возможностей, предлагаемых ему психологом.
1. Предложить
клиенту решить мини-задачу: избавиться от недостатков известных клиенту
решений
2. Осознав
тупик, клиент сам предлагает новые решения или соглашается на варианты
психолога.
12.
"Несистемная задача"
Постановка
задачи, лежащей на поверхности. После её решения становится ясно, что
предполагаемый эффект не будет достигнут, т.к. эта задача - лишь звено
системы задач, задерживающих дальнейшее развитие системы
1. Выявить всю
цепочку задач.
2. Расположить
их в порядке иерархии.
3. Выделить
ключевую задачу
4. Рассмотреть
возможности решения задач, начав с ключевой.
Литература:
1.Педагогический поиск. Сост. И.Н.
Баженова. М.: Педагогика, 1987
2.Питерс Т., Уотермен Р.В. В поисках
эффективного управления. Опыт лучших кампаний. Пер. с англ. - М.: Прогресс,
1986.
3.Альтшуллер Г.С. и др.Поиск
новых идей: от озарения к технологии. Кишинёв: КартяМолдовеняскэ, 1989
4.Альтшуллер Г.С. Творчество как точная
наука. М.: Сов.радио, 1979