Формирование игровой развивающей среды для оснащения ДОУ
(на примере основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДИАЛОГ»)
Козырева Нелли Арнольдовна,
зам. директора ГБОУ «ИннАрт», г. Москва,
канд. психол. наук
nellydelf@mail.ru
Козырева Н.А. Формирование игровой развивающей среды в дошкольной образовательной организации. - М.: Стандарты нового образования, №2 /2014, стр. 24-29. НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ
В 2012 г. была утверждена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ДИАЛОГ» (1). Принимая участие в 2011г. в формировании игровой развивающей среды дошкольного учреждения для этой программы, мы стали перед нелегким выбором: какие именно игры предложить педагогам для оснащения групп предметно-развивающей средой, чтобы дети имели возможность проявлять индивидуальность и творчество, знакомиться со всеми образовательными областями в игровой деятельности, развивать одновременно и правое и левое полушарие мозга. Наши подходы к решению этой задачи приведены ниже.
Правильность сделанного нами выбора подтверждается тем, что согласно ФГОС дошкольного образования, вступившим в действие с 1.01.2014г, предметно - пространственная развивающая среда должна быть организована в ДОУ так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
В качестве ориентиров при проектировании игровой развивающей предметно-пространственной среды выступали общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе, с учетом возрастных особенностей развития дошкольниками физических функций, формирования сенсорных навыков, накопления жизненного опыта, навыков упорядочивания и сопоставления разных предметов и явлений, возможностей на собственном опыте приобретать знания. При этом мы исходили из положения Л.С.Выготского о том, что «среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и её специфических человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда играет роль не обстановки, а источника развития» (2).
Отличительными особенностями предлагаемой развивающей среды являются использование:
- Новых, современных видов игр, конструкторов и наборов для творчества,
- изделий из новых материалов,
- мультимедийной и компьютерной игровой продукции, интерактивных игрушек,
- современных инновационных российских авторских игр и игровых методик (победителей ежегодного Конкурса «Инновационная игрушка», проводимого Национальной Ассоциацией Игрушечников России под эгидой Российской Академии Образования).
Игровая развивающая среда для программы «ДИАЛОГ» сформирована преимущественно из отечественных игр/ игрушек, игрового оборудования и материалов, что обеспечивает нравственное и духовное развитие детей, знакомство с народным художественным творчеством, формирование российского менталитета. В то же время среда обогащена новейшими зарубежными инновационными разработками в области игрового оборудования, аналоги которых в России не выпускаются.
При формировании примерного оснащения игровой продукцией на каждую возрастную группу ДОУ мы использовали следующие подходы для выбора конкретных игр, игрушек и игрового оборудования из имеющегося ассортимента:
- Преимущество отдавалось эмоционально насыщенному, образному игровому оборудованию с развивающим характером, стимулирующему развитие обоих полушарий мозга ребенка, познавательную, речевую, коммуникационную, творческую, двигательную, исследовательскую и иную активность детей.
- Для учета разных уровней развития детей (минимум три на каждый возраст: низкий, средний, высокий) в перечень игровой продукции на каждую группу введено соответствующее им по степени сложности игровое оборудование.
- Преимущество отдавалось полифункциональным, разносторонним (для развития разных психических функций) играм, игрушкам, тематическим наборам, которые могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом его игры.
- Обеспечение потребностей ребенка как в индивидуальной, так и в совместной деятельности соответствующими видами игр и игрушек. Например, мягкие игрушки, головоломки, наборы для творчества, конструкторы предполагают индивидуальную игру, в то же время оставляя возможность для совместных действий детей как коллективного, так и соревновательного характера (в том числе с участием взрослого как играющего партнера).
- Учтена гендерная специфика - игровая развивающая среда обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
- В целом обеспечена представленность одной образовательной предметной темы в различных видах игр, игрушек, материалов (из имеющегося на отечественном рынке выбора товаров). Это обеспечивает наиболее полное, разносторонне представление о данном предмете и возможность организации различных видов деятельности ребенка. Например, «семья» представлена и в виде отдельных картонных, деревянных, пластмассовых фигурок членов семьи, и в настольных играх с ролевым содержанием деятельности членов семьи, и входит как элемент в состав мягких объемных домиков-шнуровок и тематических конструкторов.
- Игровая развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей - материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Так, например, изготовленные из термомозаики фигурки могут быть использованы в сюжетно-ролевых играх, бирюльки и волчки для развития мелкой моторики пальцев рук могут быть раскрашены, а открытки, созданные из наборов для творчества, могут быть подарены на праздниках сверстникам, родителям.
- Учет психофизических возрастных изменений детей отражен в структуре оснащения групп разного возраста играми различных видов. Так, для группы детей в возрасте 3-4 года предлагается максимальное число реалистичных игрушек для оперирования ими, а к группе с возрастом детей 6-7 лет – постепенно расширяется доля фантазийных игрушек и средств для проектирования и созидания детьми собственной игровой среды (наборы для творчества, сборные модели, конструкторы, игры для исследовательской деятельности). Сформированная таким образом среда будет работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, его познавательной сферы и креативности.
Предложенные принципы позволили создать игровую развивающую среду ребёнка (образовательную, материальную, информационную) не только соответствующей его возрасту, но и соответствующей современным мировым технологическим возможностям. В частности, использованы современные игрушки, соответствующие следующим тенденциям:
- Совмещение различных видов игрушек в одной: пирамидка и весы, каталки-лабиринты, паззлы-конструкторы и др.
- Многофункциональность и повышенный развивающий эффект
Логическая игра «Аэропорт» - это паззл-головоломка.
Управление полетом под контролем имеет 4 уровня сложности, 48 заданий. Развивает логическое мышление, познавательные способности, зрительное и пространственное восприятие детей.
Притворщик объемный (ковролин)- развивает молкую моторику, воображение, эмоциональную сферу ребенка.
3. Переход к 3D формам (объему): объемные шнуровки, объемные головоломки (крестики-нолики)
4. Прозрачность, открытость конструкции, возможность наблюдения
Трехмерный прозрачный конструктор-лабиринт. В каждой детали есть специальные пазы и проемы. Соединяя их друг за другом в самых немыслимых комбинациях, создавая высокие башни и протяженные конструкции, ребенок каждый раз выстраивает новую дорогу. По серпантину и закоулкам начнут путешествовать шарики. Меняя расположение элементов, ребенок меняет и маршрут шариков.
5. Интерактивность, мультимедиа:
Интерактивная игрушка «Глобус обучающий» - это 5 обучающих программ, которые познакомят детей с континентами и океанами, народами разных стран и самыми известными достопримечательностями в мире.
Развивающая компьютерная игра "Манго: Путешествие в Космос»
Развивающая компьютерная игра «Весёлые уроки детского этикета».
В Программе «ДИАЛОГ» приведено примерное оснащение второй младшей группы ДОУ конкретным игровым оборудованием, играми и игрушками. Разработанное примерное оснащение для других групп будет издано в виде отдельных методических рекомендаций к Программе.
Наши рекомендации по оснащению ДОУ игровой развивающей средой в соответствии с концепцией программы «ДИАЛОГ» приведены в таблицах, содержащих как МИНИМАЛЬНОЕ оснащение группы данного возраста, так и ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ (т.е. дополнительное к предложенному минимуму). В таблицах приведены конкретные наименования игровой развивающей продукции, материал, из которого она изготовлена, в некоторых случаях указан рекомендуемый к использованию ассортимент игр данного вида, или краткое описание. Например:
Аппликация геометрическая «Солнышко»/ «Мой мишка»/ «Моя кукла» (набор для создания картины).
Логическая игра «Smart Тачка» (Bondibon), дерево (автомобильчик, который можно собрать 48 способами).
Максимум насыщения игровой развивающей средой в каждой группе может достигаться тремя способами: увеличением количества закупаемых единиц игр на группу, расширением закупаемого ассортимента из приведенных видов игр, а также приобретением дополнительных видов игрового оборудования, указанных в колонке «желательное».
Одной из проблем при формировании игровой развивающей среды является отсутствие единой классификации игр, принятой и в образовательных учреждениях и в промышленности, и в торговле, в том числе в Интернет-магазинах. Поэтому для удобства выбора конкретных игр для оснащения группы ДОУ по программе «ДИАЛОГ» разработана собственная классификация игровой продукции, которая, на наш взгляд, позволит педагогам как ориентироваться в педагогических возможностях предлагаемых игр, так и легко выбирать аналогичные игры (при отсутствии в продаже рекомендуемых) при осуществлении закупок через различные виды торговых предприятий. Приведем пример нескольких видов игровой продукции, по нашей классификации: «Игры и игрушки для развития мелкой моторики, глазомера, координации движений», «Игрушки преимущественно для девочек», «Игрушки-маркеры эмоций», «Игры и материалы для усвоения навыков безопасного поведения», «Игрушки-головоломки, логические игры», и др.
Особо хочется остановиться на таком виде игровой развивающей среды, как «Авторские игры и методики российских изобретателей». Приведем примеры творчества только двух авторов (всего в различных группах ДОУ рекомендованы авторские игры десятков разработчиков).
Так, старейший российский изобретатель игр Виктор Августович Кайе создал развивающую предметно-игровую систему из сотен различных игр.
В рекомендуемый перечень для программы «Диалог» вошли только:
- «Соты Кайе» (помогает развивать фантазию, воображение, творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, глазомер, сенсомоторную координацию, архитектурно-художественный вкус, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников),
- Набор «Маленький дизайнер» (составление детьми собственных орнаментов и картин),
- Логические игры (28 видов, по 160 карт): «Радужный лабиринт В.Кайе», «Солнечный лабиринт В.Кайе», «Речной лабиринт В.Кайе», «Лесной лабиринт В. Кайе». Ребенок может собирать из них орнаменты, фантазийные узоры, изображения предметов, цифр, букв, развивая логическое мышление и творческие способности.
Развивающие игры инженера-физика Вячеслава Воскобовича – это многофункциональные игры. Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Малыш одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также тренирует мелкую моторику ручек. И еще - практически во всех играх В.Воскобовича задания ребенку даются в виде сказок, в которых забавные персонажи попадают в приключения, побуждают малыша к мышлению и творчеству, учат распутывать интриги.
Для формирования базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях мы включили в рекомендуемый перечень следующие игры:
- Математический планшет (Малый Геометрик, Геоконт);
- Квадрат В.Воскобовича (прозрачный, двухцветный, четырехцветный);
- Чудо-цветик и Чудо-крестики, Чудо-соты (для знакомства с дробями)
Даже эти примеры показывают неординарность творческого подхода авторов, которая дает возможности педагогам решать с детьми образовательные задачи в занимательной игровой форме.
При размещении рекомендованной игровой развивающей среды в пространстве группы рекомендуем педагогу придерживаться следующих принципов:
- Всё пространство в группе желательно разделить на определенные зоны или тематические центры, в зависимости от возрастных особенностей и желаний детей, рекомендаций программы и периода обучения.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства в группе. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка и размещаться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Необходимо также оборудовать «уголок уединения» для индивидуальных игр, занятий и отдыха детей.
- Не следует сразу размещать в поле зрения детей ВСЕ рекомендованные игры и игрушки. Предметно-развивающая игровая среда группы должна меняться (дополняться, заменяться, преобразовываться) постепенно, условно разделяясь на три категории: «сегодня» (тот игровой материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (игровой материал исследуемый, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (игры с содержанием, с которым предстоит познакомиться в недалёком будущем).
Сформированная на основании данных рекомендаций игровая развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, т.е. сама среда не только развивающая, но и развивающаяся. Каждый год появляются новые материалы, новые игры, которые могут и должны быть использованы для развития наших детей.
Предложенные принципы формирования игровой развивающей среды позволяют каждому педагогу вносить свои творческие коррективы в её формирование в соответствие с индивидуальными особенностями и интересами детей в группе.
Таким образом, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, и педагогу при комплектовании своей группы предложенными играми предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество, и детям есть из чего выбирать для себя занятия по всем направлениям развития.
Рекомендуемая литература
1. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Автор: под ред. О. Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2012. ISBN: 978-5-358-12446-2, с. 567-609.
2. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом "Удмурдский университет", 2001. ISBN: 5-7029-0402-8
3. Козырева Н.А. Пространство игры и игрушки в изобретательском творчестве// Московская игротека. Вып.3, М., 2003,С.34-45.
4. Козырева Н.А. Анализ российской изобретательской деятельности в области игр и игрушек, 1971-2002 г.г. Тезисы доклада на II Международной педагогической конференции по раннему развитию и развивающим играм «Игровые технологии развития и обучения детей от младенчества до школы». – Москва, 2004.
5. Козырева Н.А. Изобретательская деятельность в области игр и игрушек. - Журнал «Планета Детства», Москва, № 1/2005
6. Козырева Н.А. Изобретательская деятельность в России в области игр и игрушек в 2003 - 2007 г.г. - Журнал «Планета Детства», Москва, № 2/2008
|