ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Четверг, 25.04.2024, 09:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Творчество друзей [21]
статьи и другие работы моих друзей
Интересные статьи [6]
других авторов о разных видах творчества
Каталог советов [22]
что делать, чтобы...
Конкурс "Инновационная игрушка" [4]
для тех, кто создаёт игры и игрушки
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Каталог советов

Типовые Приёмы Разрешения Противоречий ТРИЗ-часть 1

О том, как применять Типовые Приёмы Разрешения Противоречий ТРИЗ

©Н.А. Козырева, 2010

 

«Как научиться изобретать» - в книге с таким названием советский инженер, писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер ещё в 1961 году изложил основы своей методики решения изобретательских задач. С тех пор новая, научная технология творчества получила название ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач. Большой коллектив исследователей продолжает развивать идеи Г.С. Альтшуллера. Сегодня ТРИЗ изучают в сотнях школ технического творчества и институтах России, ближнего и дальнего зарубежья.

ТРИЗ, как и всякая наука, содержит более простые и более сложные разделы.

Азбукой ТРИЗ, основным элементом теории, на котором построены все её эффективные инструменты, считается понятие «противоречия». Именно противоречия порождают все конфликты в нашей жизни, в развитии любой технической системы. И разрешение противоречий позволяет устранить нежелательные эффекты, добиться выполнения наших требований к системе.

Для этого в ТРИЗ разработаны Типовые Приёмы Разрешения Противоречий.

Их всего 40. И называются они часто сокращённо - 40 приёмов ТРИЗ.

Для того чтобы подобрать нужный типовой приём, для технических систем существует специальная таблица. Но их можно использовать и для разрешения любых «бытовых» проблем, конфликтов а также бизнес-задач.

Просто … просто попробуйте прочитать текст приёма и «применить» его к своей ситуации. И так – с КАЖДЫМ приёмом ( просто «перебором»), пока найденное количество ВОЗМОЖНЫХ решений вас не устроит. А потом уже занимайтесь « доводкой» решений - что вам лучше подойдет в данной конкретной ситуации.

В любом случае постоянная практика использования типовых приёмов ТРИЗ в ЛЮБЫМ противоречивым ситуациям сформирует у вас свою собственную интуицию и чутьё, а главное вы поймёте что НЕТ НЕРЕШАЕМЫХ ПРОБЛЕМ, а есть разные варианты решений которые могут быть полезны в тех или иных конкретных ситуациях.

Естественно, что если в приёме речь идёт о частях объекта, но в применяя его в отношении человека - это могут быть его мотивация, навыки, одежда, привычки и т.д., а вовсе не пожелание «расчленёнки» его на физические части. То же и о ситуации – там свои «части» - место, обстановка, позиции сторон, этапы какого-то бизнес-или технологического процесса и т.д.

Вы можете сами вместе со своими детьми «пройти» и научиться применять эти творческие приёмы ТРИЗ в сказочном виде!http://kozyreva.ucoz.ru/load/20. Типовые приёмы ТРИЗ применяются также в педагогике - с детьми от 4-х лет, формируя у них творческое изобретательское мышление. Для детей эти приёмы сформулированы в «сказочном виде» и носят общее название РТВ-ТРИЗ (Развитие Творческого Воображения-ТРИЗ). Подробнее смотрите методику «ТЕРЕМОК СКАЗОК»

Что почитать по ТРИЗ не-технарю?

 

 

 

ТИПОВЫЕ ПРИЁМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ

ПО  ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)

часть 1 приемы 1-20

 

  1. Принцип дробления
    1. разделить объект на независимые части;
    2. выполнить объект разборным;
    3. увеличить степень дробления объекта.
2.                 Принцип вынесения
A.                  отделить от объекта "мешающую" часть ("мешающее" свойство);
B.                  
выделить единственно нужную часть (нужное свойство).
3.                 Принцип местного качества
        A.                          перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;
 B.                         
разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции;
 C.                         
каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.
4.                 Принцип асимметрии
A.                          перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;
B.                         
если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии.
5.                 Принцип объединения
A.                          соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;
B.                         
объединить во времени однородные или смежные операции.
6.                 Принцип универсальности
A.                         
объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.
7.                 Принцип "матрешки"
A.                          один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.;
B.                         
один объект проходит сквозь полости в другом объекте.
8.                 Принцип антивеса
A.                          компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной силой;
B.                         
компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро- и гидродинамических сил).
9.                 Принцип предварительного антидействия 
A.                          заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжениям;
B.                         
если по условиям задачи необходимо совершить какое то действие, надо заранее совершить антидействие.
10.              Принцип предварительного действия
A.                          заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично);
B.                         
заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места.
11.              Принцип "заранее подложенной подушки"
A.                          компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.
12.              Принцип эквипотенциальности
A.                          изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект.
13.              Принцип "наоборот"
A.                          вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;
B.                         
сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную - движущейся;
C.                         
перевернуть объект "вверх ногами", вывернуть его.
14.              Принцип сфероидальности
A.                          перейти от прямолинейных частей к криволинейным от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям;
B.                         
использовать ролики, шарики, спирали;
C.                         
перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу.
15.              Принцип динамичности
A.                          характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;
B.                         
разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга;
C.                         
если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.
16.              Принцип частичного или избыточного действия
A.                          если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить "чуть меньше" или "чуть больше" - задача при этом существенно упростится.
17.              Принцип перехода в другое измерение
A.                          трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях;
 B.                         
использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;
C.                         
наклонить объект или положить его "на бок";
 D.                         
использовать обратную сторону данной площади;
E.                          
использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или обратную сторону имеющейся площади.
18.              Использование механических колебаний
A.                          привести объект в колебательное движение;
B.                         
если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой);
C.                         
использовать резонансную частоту;
 D.                         
применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы;
E.                          
использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными полями.
19.              Принцип периодического действия
A.                          перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсвому);
B.                         
если действие уже осуществляется периодически, изменить периодичность;
C.                         
использовать паузы между импульсами для другого действия.
вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой)вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой);
B.                         
A.                         

 
 

20.   Принцип непрерывности полезного действия            



Категория: Каталог советов | Добавил: kozyreva (18.05.2010)
Просмотров: 1312 | Теги: Г.С.Альштулер, самоучитель мышления, типовые приемы разрешения противоре, придумать идею, ТРИЗ, инженер игрушек | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz