ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 19.11.2017, 00:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Творчество друзей [21]
статьи и другие работы моих друзей
Интересные статьи [6]
других авторов о разных видах творчества
Каталог советов [22]
что делать, чтобы...
Конкурс "Инновационная игрушка" [4]
для тех, кто создаёт игры и игрушки
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 351
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Каталог советов

Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности

Определение уровня новизны продуктов творческой деятельности.

(в помощь учителю)

Н.А. Козырева

 

Когда учитель занимается развитием творческих способностей детей, то часто возникает вопрос – как же «объективно» оценить уровень их разработки. Понятно, что учитель похвалит и за старательность, и за аккуратность, и за добрый порыв сделать нечто полезное… но..

Но дети постарше всё-таки хотят услышать что-то более конкретное, что поможет им усовершенствовать их работу, проект.  Часто учитель просто не может оценить их разработку объективно, поскольку не обладает специальными знаниями во всех областях, которые интересуют детей (что вполне естественно).

Как же более объективно определить уровень творчества в работе  ребёнка, помочь ему повысить этот уровень  и возможно ли это? Обычно, если говорят об уровне работы,  определяют ее новизну и оригинальность, т.е. отличие от имеющихся аналогов и прототипов. Итак, новизна – нечто новое в чём-нибудь (Ожегов). Подразумевается что-то, созданное впервые. Прототип – первоначальный образец, прообраз (там же).  Причем чтобы определить разницу, НЕОБХОДИМО вообще эти аналоги и прототипы знать, иначе можно искренне восхищаться «придуманными» ребенком стихами «Я помню чудное мгновенье».. Кажется, это смешно. Однако наблюдая различные работы детей на выставках научно-технического творчества и исследовательской деятельности, приходиться с горечью констатировать, что учителя поощряют абсолютно примитивные работы детей, только потому что эти дети хоть ЧЕМ-ТО хотят заниматься.  На мой взгляд, это этически недопустимо. Необходимо ВЕСТИ ребёнка по пути увеличения уровня его творчества.  Для этого  учитель должен сам СОЗНАТЕЛЬНО повышать свой творческий уровень.  И для этого есть очень простая и интересная методика.

 

Марат Семенович Гафитулин, канд. пед. наук, мастер ТРИЗ (теории решения изобретательских задач)  предложил определять уровень новизны работы, проекта, разработки через совокупность  цели деятельности, диагностики результата и способа достижения этого уровня.

 

1-й уровень – РЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизны нет) ( к этому уровню относится изготовление МАКЕТОВ известных предметов и т.д.- в т.ч.  игровые  комплекты-конструкторы, где есть заданные схемы-образцы для сборки)

Деятельность – направлена на повторение  прототипа (ранее известного замысла, образца, идеи, методики…)

Вид результата: повтор прототипа. Выполненное полностью копирует прототип (сходный или ранее известный замысел, образец, идею, методику…)

Способ достижения:  копирование прототипа без каких-либо изменений.

Девиз: « Так может каждый»

Анекдот: Учёные обнаружили племя, живущее рядом с огромным водопадом. У всех членов племени были оттопыренные уши, а у вождя во лбу вмятина. Учёные решили наблюдать за ними и выяснили, что каждое утро туземцы выходят на берег, оттопыривают уши и таинственно говорят:

- Что-то шу- ми-и-т..

На что вождь, с досадой стуча себе по лбу:

- Глупцы!!! Это же во-до-па-а-ад!

 

Надо сказать, что этот репродуктивный уровень автор всё-таки относит к творчеству, поскольку даже при повторении  чужого произведения человеку придется решать много творческих задач (вспомним, что  один из способов обучения живописи – копировать работы великих мастеров).

 

2-й уровень – РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)

Деятельность: направлена  на самостоятельное небольшое изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом не меняющая первоначального образца.

Вид результата: Прототип изменён в элементах. Выполненное повторяет прототип, но с незначительными изменениями, не приводящими его к новому качеству.

Способ достижения: Новизна за счёт изменения ( замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа ( размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве…), выделения какой-либо частности.

Девиз: «Так может большинство!»

Анекдот:

- Скажи, дорогая, почему ты  делаешь  фрикадельки  разного размера?

-  Но ты же сам просил разнообразить наше питание.

 

3-й уровень  ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ ( новизна есть)

Деятельность: направлена на значительное изменение прототипа ( ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом меняющая первоначальный образец.

Вид результата:  Выполненное базируется  на прототипе, значительно изменяя его и приводя к новому качеству. Видоизменение прототипа. Выход за рамки задания.

Способ достижения: новизна за счёт

-          снятия ложных ограничений, которые отсутствуют в данных условиях, но мысленно подразумеваются;

-          выполнения известного другим способом, другими средствами;

-          расширение сферы применения известного ( многофункциональность);

-          включения прототипа как части целого, т.е. объединение прототипа с таким же либо чем-то другим;

-          решение противоречия: прототип есть и его нет.

Девиз: «Так могут только некоторые!»

Анекдот:Мышь слышит мяуканье кошки и притаилась в норке. Послышался лай   собаки. Мышь подумала:

-          Если поблизости собака, то кошка наверняка убежала. Теперь можно вылезти наружу.

-          Кошка тут же поймала мышь и, проглотив её, довольно произнесла:

-          Как хорошо знать иностранный язык!

 

4-й уровень- ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)

Деятельность: Направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального

Вид результата: Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.

Способ достижения: Новая идея за счёт:

-          замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновения признаков первоначального образца и появления новых элементов для реализации новой функции;

-           высокого уровня обобщения  и выхода на методологический уровень.

Девиз: «Так  может только один!»

Анекдот:На уроке математики учитель объясняет условие задачи:

-          Лестница строящегося дома имеет 5 пролётов, каждый из которых состоит из двадцати ступенек. Сколько ступенек нужно пройти, чтобы попасть на последний этаж?

-          Все, - уверенно отвечает маленький Пётр.

 

Предложенная М. Гафитулиным методика позволяет не только оценивать уровень новизны разработок детей и учителей, но и… ПРОГНОЗИРОВАТЬ, сознательно ЗАДАВАТЬ уровень новизны для будущей своей творческой разработки!

 

Посмотрите – ведь ниже приведенная таблица позволяет вам пошагово УВЕЛИЧИТЬ уровень новизны всего, что вы собирались создать – будь это новое кулинарное чудо (в домашних условиях), или новая методика преподнесения какой-либо темы на уроке, или самодельный подарок для соседки по парте.. .

 

Попробуйте творить, используя методику М.Гафитулина!

 

Ждем ваших отзывов и описания  созданных вами по этой методике творческих продуктов. Просим присылать их на e-mail nellydelf@mail.ru и самостоятельно оценивать уровень новизны своей работы!

 

 

Самооценка  выполненного творческого  задания

 

 

Я выполнил (а) задание на _______  уровне

Уровень

Действие

1

Повторил известное  (исходное)

2

Немного изменил известное за счёт изменения (замены, добавления или удаления) одного-двух параметров прототипа   ( размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве…), выделения какой-либо частности.

Нет качественного изменения

 

При переходе на 3-4 уровень сумел перешагнуть через ложные ограничения

3

Качественно изменил известное (выполнил известное другим способом, другими средствами; расширил сферы применения известного (многофункциональность);

включил прототип как часть целого, т.е. объединил с прототипом;

поставил и разрешил противоречие

4

Придумал своё новое  путём

-     замены исходной функции прототипа, т.е. исчезновения признаков первоначального образца и появления новых элементов для реализации новой функции;

-  высокого уровня обобщения  и выхода на методологический уровень

 

 
Прочитать полностью  статью о методике  М. Гафитулина можно в журнале «Адукцыя и выхаванне, № 7/94.f, а также ЗДЕСЬ
Категория: Каталог советов | Добавил: kozyreva (07.02.2009)
Просмотров: 2859 | Теги: новизна разработки, Нелли Козырева, в помощь учителю, ТРИЗ, уровни новизны, дети изобретатели, оценить творчество, Марат Гафитулин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz