ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Понедельник, 20.11.2017, 05:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Общесистемные статьи [3]
Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" [19]
для детей 3-7 лет
Экономическая игра «ВЫБИРАЮ УСПЕХ» [6]
для детей от 10 лет, подростков и взрослых
Компьютерная игра "Неваляшка" [3]
для детей от 9 лет, подростков, студентов технических ВУЗов
Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" [7]
для детей 7-12 лет
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 351
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Система развивающих игр Н.Козыревой » Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК"

Развитие творческой позиции дошкольников в играх с противоречиями ТЕРЕМОК СКАЗОК
08.09.2017, 22:45

Развитие творческой позиции дошкольников 

в играх  с противоречиями  (ТЕРЕМОК СКАЗОК)

Козырева Н.А.

Козырева Н.А. Развитие творческой позиции дошкольников в играх с противоречиями // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. 2008. № 4 (31). С. 221-225. ISSN: 2073-8315

Настоящее исследование посвящено развитию творческих способностей детей. Очевидно, что становление личности с творческой жизненной позицией, способной успешно осваивать, преобразовывать и создавать новые способы организации своей деятельности начинается уже в дошкольном возрасте. Теоретическим базисом для данного исследования явилась теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на формирование интеллекта и на развитие творческой личности ребенка. За основу взяты работы Л.С.Выготского, Н.Е.Вераксы, Н.Н.Поддъякова и других.

Традиционные понятия «творчество», «креативность», «творческая активность» разными авторами определяются по-разному. На наш взгляд, эти термины не всегда адекватно отражают способность дошкольника к творчеству. Детское творчество может проявляться не только в активных действиях и реальных продуктах творчества. Существует творческий процесс, который происходит как бы «неактивно» - незаметно для окружающих, не проявляясь собственно в поведенческой активности: когда ребенок формирует «внутри себя» новый взгляд на предметы, на события окружающего мира. Он проявляется в самых разных сферах жизнедеятельности дошкольника: в игре (ребенок изменяет по-своему правила, роли, отношения, свою позицию), в отношениях со сверстниками или взрослыми (например, при решении конфликтных ситуаций), в формулировке новых оригинальных вопросов и высказываний. Можно констатировать наличие некоторой творческой установки у маленьких детей и, в то же время, отсутствие адекватного термина, который описывал бы специфику и многогранность её проявления у дошкольников в самых разных сферах жизнедеятельности.

В этой связи нам представляется наиболее адекватным термин «творческая позиция». Под этим термином мы понимаем качество личности дошкольника, которое проявляется в способности создавать нечто субъективно новое и преодолевать сложившиеся стереотипы независимо от материала и сферы деятельности. Как отмечают многие исследователи, особой чертой детского творчества являются его синкретизм, неспецифичность, и возможность его проявления в различных сферах. Таким образом, можно полагать, что творческая позиция в дошкольном возрасте имеет генерализованный характер и проявляется в самых разных видах деятельности дошкольника.

Предметом нашего исследования являлась именно творческая позиция дошкольников и условия ее формирования. Мы полагаем, что для развития творческой позиции ребенка необходимы новые методы, которые были бы адекватны возрастным особенностям дошкольников. Это предполагает включенность в ведущую деятельность - игру и в значимые для ребенка реальности, имеющие личностный смысл. В цикле работ под руководством М.И. Лисиной было показано, что «социальный материал, т.е. действия и предметы, связанные с миром людей и человеческих отношений, являются более значимыми и привлекательными для дошкольников и поэтому действия с эти материалом более осмысленны и понятны им» [7, с.122]. Многие психические процессы первоначально складываются также на материале субъективно значимых для ребенка социальных объектов. Мы предположили, что формирование творческой позиции ребенка происходит именно на материале значимых для ребенка сказочных образов и персонажей, но лишь когда требуется его личное вмешательство, активная преобразовательная деятельность.

Гипотеза нашего исследования заключалась в следующем: творческая позиция дошкольника формируется при разрешении противоречий, предъявленных на знакомом социальном сюжетно-образном материале (сказки). Такие требования создаются в играх с противоречиями.

Описание методики. Для проверки гипотезы была разработана авторская игра «ТЕРЕМОК СКАЗОК». В ней создается такая проблема, которую ребенок не может решить известными ему традиционными способами, что побуждает его выходить за пределы стереотипов, искать и порождать свой метод решения проблемы [3, с.45-48]. Игра представляет собой набор из картинок, на обеих сторонах которых изображены сюжеты известных дошкольникам сказок («Три поросенка», «Красная Шапочка», «Колобок», «Маша и Медведь», «Заячья избушка», «Кот, Лиса и Петух»), и вкладышей с героями этих сказок. Сюжеты подбирались таким образом, чтобы в комплекте были разноплановые образы героев в 2-3 эмоциональных состояниях. На каждой карточке на месте одного из героев есть отверстие. В него можно вкладывать картинку-вкладыш с любым героем. Например, Красная Шапочка может попасть в сказку «Три поросенка», а Колобок – в «Заячью избушку». Так сразу закладывается противоречие «старому сюжету» – в сказку входит «чужой» герой. Именно эта ситуация – когда ребенок видит «неправильность», является тем противоречием, которое дает ему возможность проявить творческую позицию: создать новую сказочную историю или отказаться от нее.  

Для активизации творческого мышления необходимо не только предъявление противоречивой ситуации, но и специальная помощь взрослого для конструктивного выхода из этой ситуации. Для этого мы выбрали приёмы Дж. Родари и типовые приемы фантазирования по ТРИЗ, чья валидность для развития творческого мышления и воображения детей была доказана в работах [1, с. 135-148], [6, с. 19]. Для апробации метода была разработана программа - система занятий [2, с. 7-31]. Воспитатель предлагает выполнять игровые задания, направленные на изменение знакомой сказки с помощью одного какого-либо творческого приёма [5, с.29-52]. Ребенок должен придумать свою историю, «отталкиваясь» от заложенного в картинке противоречия, и рассказать ее детям в группе. Так дети знакомятся с различными творческими приемами и учатся использовать их для сочинения новой сказочной истории. Задания предусматривают индивидуальные и коллективные формы работы, в т.ч. в паре воспитатель-ребенок, совместное творчество в паре ребенок-ребенок.

В апробации данного метода приняло участие 116 дошкольников 4-7 лет из детских садов г. Могилева и Москвы. Дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы (ЭГ и КГ). Для проверки гипотезы с детьми ЭГ и КГ был проведен эксперимент, включающий три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Программа формирующего эксперимента была рассчитана на три месяца регулярных занятий в малой группе из 4-6 детей.

Результаты исследования. Сначала у большей части детей наблюдались своеобразные  дефекты детского творчества, такие как уход в известный сюжет, бессобытийность истории, неумение использовать возможность картинки с «противоречием», невозможность превратить картинку в необычный сказочный сюжет. Однако на следующих занятиях данные дефекты последовательно преодолевались. Наблюдения за динамикой изменения мышления, речи и поведения детей на занятиях, анализ продуктов детского творчества, опросы воспитателей и родителей позволили нам выделить следующие этапы развития творческой позиции дошкольников: ориентировка в ситуации, раскрепощение, порождения замысла, личностное включение, проявленная творческая позиция. Для каждого этапа характерно сочетание определенных наблюдаемых характеристик поведения, мышления, воображения, речи детей. На каждом этапе имеется свой смысловой центр, который является определенным шагом для становления творческой позиции. Опишем подробнее характерные признаки этапов развития творческой позиции дошкольника.

1-й этап – ОРИЕНТИРОВКА В СИТУАЦИИ. Ребенок ориентировался в ситуации и знакомился с новой, сложной для него задачей. Характерны манипуляции с карточками и вкладышами, достаточно хаотичные попытки вложить вкладыши в разные отверстия (подбор героев не по смыслу). В ходе конструирования сюжета  во внешнем предметном плане ребенок идентифицирует себя с отдельными персонажами сказки.

2-й этап – РАСКРЕПОЩЕНИЕ. Дети задают много вопросов разрешительного характера: «а можно второго Колобка положить?», «а можно ещё одного героя добавить?» и др. Для них важно одобрение действий со стороны значимого взрослого. Наблюдаются яркие эмоциональные реакции - смех, возбуждение, когда дети понимают, что им разрешены любые варианты персонажей и событий. Они получают явное удовольствие от возможности свободно менять смысл ситуации и характера героев (например, Колобок – горький, его не хотят есть, или Красная Шапочка злая и все её боятся). Дети с помощью воспитателя начинают вносить небольшие изменения в известные им сказки, но существенным образом не меняя их первоначального сюжета.

3-й этап ПОРОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА. Дети с помощью воспитателя существенно меняют элементы первоначальной сказки, вносят  в неё значительные изменения. Ребенок замечает противоречие, которое возникает в старом сюжете при появлении нового героя, и пытается его разрешить с помощью предложенного воспитателем приема. Появляются трансформации в образах героев, они начинают совершать необычные для своей роли поступки. Наблюдается появление замысла нового произведения. Дети начинают осмысленно выбирать разные варианты изменения сказки, экспериментируя и с героями, и с самим сюжетом сказки. В сказке может появиться новый герой, который изменяет известный им конец сказки. Наблюдаются первые изменения в коммуникативном поведении детей - желание рассказать свою сказку взрослому – воспитателю или родителям.

4-й этап – ЛИЧНОСТНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ. Дети проявляют самостоятельную творческую активность, которая выражается в том, что они играют в «ТЕРЕМКИ» вне рамок занятий (просят играть в свободное время или дать им домой). Как правило, характерно уединение автора (в уголке на ковре, или один за столиком), для создания по собственному замыслу творческого продукта «для себя». Ребенок длительное время (до 40 мин) сидит, раскладывая и перекладывая карточки и героев, иногда что-то шепчет или говорит с ними. Часто говорит в плане эгоцентрической речи «для себя», ведет разговоры от имени героев. Он начинает описывать не только действия, но и переживания героев, их размышления.

5-й этап – ПРОЯВЛЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ. Характерен перенос творческой позиции в самые разные сферы деятельности: ребенок без побуждения взрослого, самостоятельно продолжает свою творческую работу над созданной им сказкой в других областях – он рисует, лепит героев, делает аппликации, драматизирует сказку (собирает игрушки, рассаживает или водит их и проговаривает с ними действие сказки). Часто дети по дороге домой начиняют сочинять сказочные истории, включают в них себя, родителей и бабушек-дедушек.

В процессе эксперимента воспитатели и родители отмечали изменения в поведении детей: в общении с детьми, вариативность действий, расширение познавательных интересов, способов других игровых занятий, появление уверенности в себе, инициативы.

Следует отметить, что далеко не все дети прошли все этапы формирования творческой позиции. Наблюдения показали, что после завершения эксперимента на этапе порождения замысла оказались 47  детей (50% от ЭГ), на этапе личностного включения – 31 ребенок (33%), и только 13 детей (15%) достигли этапа «проявленная творческая позиция».

Методики диагностики творческой позиции. При разработке игры мы предположили, что она является средством для развития творческой позиции ребенка в разных областях его жизнедеятельности, среди которых мы выделили способность к самоорганизации игровой деятельности, к общению со сверстниками, к решению познавательных задач. Поэтому для оценки эффективности игры были выбраны методики, позволяющие выявить творческую позицию в этих областях жизнедеятельности ребенка: «Займись чем-нибудь» [3, с.71],  «Картинки» Е.О. Смирновой  [8, с. 26-36], «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева [4, с.122], познавательная творческая задача «Коробочка» [3, с.73-74]. 

Эксперимент показал, что наиболее значительно выросли показатели детей ЭГ по методике самоорганизации деятельности в условиях выбора (на 31% при увеличении показателей детей КГ всего на 6%). Показатели детей ЭГ по методике «Картинки» выросли на 22 % (при увеличении показателей детей КГ на 6%). Показатели детей ЭГ по методикам, фиксировавшим творческую позицию в познавательной сфере, выросли на 19 % по каждой.

Выбранные для диагностики методики показали, что существуют значимые различия между детьми экспериментальной и контролирующей групп после проведения формирующего эксперимента. Это может служить подтверждением исходной гипотезы о том, что творческая позиция формируется при предъявлении противоречия на знакомом сюжетно-образном материале – в играх с противоречиями (со сказками) [3, с.97-102].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Веракса Н.Е. Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников: Дисс. докт. психол. наук: 19.00.07 - М., 1990. – 332 c.

2. Козырева Н.А. Настольно-печатные развивающие игры по сюжетам сказок для детей 5-7 лет. - Могилёв, изд. МГУ им. Кулешова, 1998. – 52 с.

3. Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников  (на материале игр с противоречием): Дис. … канд. психол. наук: 19.00.13.  Москва, ПИ РАО, 2007. – 153 с.

4. Кудрявцев  В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности детей к развивающему школьному обучению. - М.: РИНО, 1999.

5. Sidorchuk T., Khomenko N. Thoughtivity for kids. - USA, Salem: GOAL/QPC, 2006. – 264 с.

6. Сидорчук Т.А.  Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: Автореф. дис. … канд. пед. наук:   13.00.01.  Москва, МГИУ, 1998.

7. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. - М.-Воронеж: Моск. психолого-социальный ин-т, Флинта, 1998. -   385 с.

8. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения людей // Вопросы психологии. – 2001. - № 1.  – С. 26-36.

Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007   ЧИТАТЬ

Козырева Н.А. Развитие творческой позиции старших дошкольников (на материале игр с открытыми правилами «ТЕРЕМОК СКАЗОК») // Вопросы психологии. – М., 2007. - № 2   ЧИТАТЬ

Козырева Н.А. ТЕРЕМОК СКАЗОК как практический инструмент психолога (сказкотерапия).М., 2010,

ЧИТАТЬ

Козырева Н.А. ТЕРЕМОК СКАЗОК: развиваем интеллект и творчество. - М.: Школьный психолог. 2007, № 9.   ЧИТАТЬ

Козырева Н.А. «ТЕРЕМОК СКАЗОК» -110 развивающих игр со сказками. Пособие для воспитателей и ТРИЗ-педагогов   ЧИТАТЬ 

Категория: Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" | Добавил: kozyreva | Теги: развитие речи дошкольников, игры по ТРИЗ, развитие мышления, ТЕРЕМОК СКАЗОК, уровень творчества, ТВОРЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ
Просмотров: 28 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz