Лаборатория творчества и изобретательства в Домах культуры
Козырева Н.А., канд. психол. наук, руководитель Московской школы изобретателей, куратор направления «Изобретательство» проекта "Лаборатория творчества и изобретательства" («DesnaLab»)
Козырева Н.А. Лаборатория творчества и изобретательства в домах культуры. – М.: Инновационный менеджмент, № 8/2015, с. 36-41, ISBN 2077-3218
Обычно развитием научно-технического творчества молодежи занимаются организации дополнительного образования департамента образования. Однако в связи с расширением Москвы и появлением нового округа - Троицкого и Новомосковского - возникла необходимость распространения привычного для жителей столицы стандарта услуг на новые территории Москвы, с максимальным использованием имеющейся в настоящее время инфраструктуры. Поэтому в 2014 году Департамент культуры города Москвы предложил своим подведомственным учреждениям (Домам культуры) заняться инновационными формами интеллектуального и творческого развития подростков. В рамках грантового конкурса был разработан и реализован пилотный проект домов культуры округа «Лаборатория творчества и изобретательства». Оператором конкурса и куратором реализации проекта на территорииявляется Центр культурных инициатив Новой Москвы.
Поскольку в обязанности специалистов ДК никогда ранее не входило развитие творчества именно в научно-технической сфере, и местных кадров с необходимыми компетенциями на территориях не было, то для разработки и реализации проекта были привлечены в качестве кураторов направлений специалисты организаций-партнеров, которые занимаются развитием научно-технического творчества детей (Московская школа изобретателей ГБОУ «ИннАрт» Департамента образования города Москвы) и развитием инновационного предпринимательства среди молодёжи (проектный офис «Приемная инноватора» ).
Целью проекта "Лаборатория творчества и изобретательства" («DesnaLab») является:
- инициирование среди детей и молодежи (10-18лет) интереса к изобретательству (созданию новых товаров и услуг), инновационному предпринимательству (воплощению своих идей в жизнь);
· создание молодёжного творческого сообщества в научно-технической сфере деятельности: выявление будущих лидеров, развитие навыков командной работы по достижению общего успеха;
- содействие созданию площадок популяризации изобретательства и инновационного предпринимательства в ДК Троицкого и Новомосковского округа столицы.
Задачи проекта:
- Создать две пилотные площадки для популяризации изобретательства и инновационного предпринимательства на территории ДК «Десна» и в ЦКиС «Ватутинки»;
- разработать и пробировать методику внедрения научно-технического творчества в домах культуры; обучить специалистов пилотных площадок новым направлениям работы с подростками;
- провести запланированные мероприятия для инициирования
у молодежитворческих проектов в научно-технической сфере.
Целевая аудитория: ученики 4-11 классов поселенийРязановское и Десеновское, а также сотрудники близлежащих учреждений культуры, школ и местные специалисты близкого профиля, которые после участия в мероприятиях проекта смогут быть привлечены к дальнейшей работе в ДК по данному направлению.
Была разработана концепция проекта: для привлечения в ДК подростков и молодежи создать в свободных помещениях творческие лаборатории, на занятиях в которых подростки и молодёжь учились бы придумывать и создавать НЕЧТО новое, свободно общаться между собой и помогать друг другу в изготовлении своих проектов, и иметь возможность представить свои разработки местному сообществу (например, в форме выставки молодежных проектов).
Согласно Конкурсной документации, время на реализациюмероприятий проекта– всего 4 месяца. Это ограничивало выбор тем для занятий с ребятами самыми простыми в освоении, которые могут дать быстрый видимый для детей результат, мотивировать их к дальнейшему развитию в направлении научно-технического творчества.
Поэтому были приняты следующие решения:
1. Познакомить ребят с «азбукой» необходимых для успешной деятельности изобретателей навыков (научиться решать «нерешаемые» задачи – на занятиях с головоломками, научиться некоторым творческим приёмам по Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) – на занятиях по созданию различных видов игр, научиться изготавливать макеты своих идей – на занятиях по дизайну).
2. Познакомить ребят с успешными авторами-изобретателями, чтобы показать участникам проекта возможности дальнейшего продвижения иреализации разработанных ими идей, тем самым подняв мотивацию к посещению занятий по проекту.После окончания пилотного проекта определить с ребятами направления дальнейшей работы, по их желанию.
3. Для привлечения молодежи к проекту, общения подростков и обмена впечатлениями, фотографиями, совместного решения интересующих вопросов с помощью друг друга, для создания обратной связи участников и преподавателей проекта предусмотрена организация и ведение страницы в социальной сети ВКонтактеhttp://vk.com/desnalab.
Мероприятия проекта были реализованы с января по апрель 2015 года, и завершились торжественным закрытием проекта и вручением дипломов 16 мая 2015 года.
Былипроведенычетыре«Творческих десанта»вДесну и Ватутинки. «Десант» - это когда изобретатели и преподаватели из Москвы одновременно «высаживаются» в одном Доме культуры и проводят 3-4 мастер-класса и семинара на разные темы, для разных возрастных категорий участников.
Навернюк Анжелика Юрьевна - изобретатель, автор ряда патентов на игры, разработчик авторских программ дополнительного образования по направлению «научно-техническое творчество», участник Международных выставок. Педагог дополнительного образования ЦО"Измайлово" № 1811, г. Москва, руководитель творческой мастерской «Фантазеры».
Навернюк Вера Михайловна – специалист по механическим головоломкам, член Клуба разработчиков и изобретателей игр Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), участник ряда международных выставок. Культуролог, аспирантка РГГУ, педагог мастерской «Фантазеры».
Козырева Нелли Арнольдовна - канд. психол. наук, изобретатель (6 патентов России, 1 PCT), автор системы развития инновационного мышления с помощью игр/игрушек. Заместитель директора НОУ УМЦ «Учимся, играя» по инновационным технологиям развития.Авторская игра-методика развития детей 4-7 лет «ТЕРЕМОК СКАЗОК» (с применением приёмов РТВ-ТРИЗ) заняла первое место Всероссийского Конкурса «Инновационная игрушка-2009» (в номинации «технологии развития речи»).
Руководитель международной команды ТРИЗ-педагогов «СОЗИДАТЕЛЬ» - финалисты Всероссийского Конкурса «Детсад-Школа Сколково» 2011 года.
Председатель жюри II Московского городского Конкурса инженерно-технических проектов детей и молодежи до 18 лет «Я - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ».
Соколова Любовь Игоревна - Выпускница МГХПА им. С.Г. Строганова, финалист ряда международных конкурсов дизайна :конкурса среди студентов-дизайнеров POPAI STUDENT DESIGN AWARDS (2014), Международного Дизайнерского Форума, посвященного Олимпийским Играм 2016 года в Рио-де- Жанейро ( 2015 год).
Хомякова Вероника - культуролог, начальник отдела проектов Центра культурных инициатив Новой Москвы.
К работе с детьми и молодежью по проекту была привлечена их сверстница Настя Навернюк – для демонстрации реальных достижений, которые смогут повторить дети из ДК с помощью предлагаемых методов.
Навернюк Анастасия, 15 лет, ученица 8 класса – автор-разработчик ряда игр и других проектов.Награды за проекты Анастасии:
II Московский городской Конкурс инженерно-технических проектов детей и молодежи до 18 лет «Я - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ», 3-е место за проект«Настольная пальчиковая игра "Паучки»» (май 2014г.)
Лауреат Всероссийского конкурса "Инновационная игрушка" на международной выставке «Детство/Toys&KidsRussia 2012», за проект «Настольная словесно-логическая игра "Словастика" – в номинации "Игра/игрушка для развития навыков научно-технического творчества", за проект «Настольная логическая игра "Хопперс" – Первое место в номинации "Логические игры, головоломки", Март 2012 г.
Победитель конкурса «Инновационный потенциал молодежи» за проект «Словесно-логическая игра «Словастика»» наXXVII Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2012»,апрель 2012 г.
Лауреат Премии по поддержке талантливой молодежи «Призер» на XII Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2012 за разработку «Словесно-логическая игра «Словастика» (июнь 2012)
Анастасия - автор следующих инженерно-технических проектов за 2012-2014 годы ( в скобках - соавторы)
- Конструктор игр «Сокровища Рыжего Пирата», (2014 г.)
- Настольная пальчиковая игра "Паучки»(Ефимова Анна, 3 класс, Астапчук Анастасия, 3 класс), (2014 г.)
- Мультфильм «Инвариант или путеводитель по волшебным сказкам для "чайников"» (Коржебин Тимофей, Чуркин Владимир, Захарова Анна, Коновалов Лев, ученики 5-х классов ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово» (2013 г.)
- Мультфильм «Как Володя быстро под гору летел», (Стеклов Василий, Плотицына Евгения, 4 класс, Гордеева Валентина, 5 класс)(2013 год)
- Создание игровых образовательных фильмов "КТОН" (1- 6 серии), коллективный проект мастерской «Фантазеры» (2012-2014 годы)
- Настольная логическая игра «Хопперс» («Попрыгунчики») (Навернюк Антон, на момент создания игры ученик 10 класса), (2012 г.)
- Словесно-логическая игра «Словастика» (Навернюк Антон, на момент создания игры ученик 10 класса, сейчас студент 4 курса МФТИ), (2012 г.)
и ряда других проектов
На первом «творческом десанте» мы проводили презентацию проекта«DesnaLab» для родителей и детей, мастер-классы и семинары по изобретению настольных игр, конструкторов и головоломок, по промышленному дизайну среды, рассказывали ребятам - чему они могут научиться за 4 месяца занятий. Завершающий «творческий десант» имел целью подвести итоги проекта, познакомить всех посетителей с творческими разработками ребят, и показать им новые творческие приёмы, которые они смогут применять для создания дальнейших своих работ.
Помимо «Творческих десантов», в домах культуры были организованы регулярные занятия по курсам «Логика головоломок» и «Промышленный дизайн» - по 16 ак. часов, по изобретательству – 8 ак. часов, выезды в Москву на различные инновационные мероприятия, и турнир по настольной экономической игре по инновационному предпринимательству «Выбираю Успех».
Основной задачей изобретателей было показать детям простые творческие приёмы, с помощью которых они могут сами что-то новое придумать и СДЕЛАТЬ сразу, во время занятий. Все свои разработки ребята сначала забирали домой – показать родителям и друзьям. Но потом макеты вернулисьв ДК - в Лабораторию авторы могли приходитьв удобное для них время, совершенствовать макеты, выполнять их более качественно из имеющихся там материалов, апробировать свои игры на других участниках проекта.
Изобретатель Анжелика Юрьевна Навернюк и юный разработчик игр Настя Навернюк помогают детям придумывать новые игры. На их первом занятии дети познакомились с двумя стратегиями разработки:
- Доработка или создание новых правил к уже существующим играм;
- Работа с “формой” или создание игр на основе “бытового мусора”.
На занятиях изобретателя Н.А. Козыревой дети сами выбирали – какие объекты окружающего мира они хотят совершенствовать, и потом изменяли их с помощью типовых приёмов изобретательства по ТРИЗ.
Семинары «Логика головоломок» проводит В.М. Навернюк. На занятиях по головоломкам ребята учились мыслить и решать «невозможные задачи», находить выход из самых сложных положений, развивали свои интеллектуальные способности - качества, которое очень пригодятся изобретателю. На каждом занятии после решения серии головоломок дети получали творческое задание: «придумать свою головоломку». Это очень сложная задача, но всё-таки у нескольких детей получилось!
Семинар по промышленному дизайну проводит Л.И. Соколова, победитель ряда международных конкурсов дизайна. Дети сами придумали – ЧТО они хотят нового придумать, а Любовь Игоревна помогла им изготовить макеты. Авторы и их первый самостоятельно изготовленный объект: кресло, бумажный макет. На следующих занятиях авторы выполнили своё кресло в натуральную величину и из более устойчивого материала – гофрокартона.
Мыслить нестандартно, придумывать новые функции для обычных объектов, воплощать свои идеи в макет с помощью различных видов бумаги, гофрокартона, пластика, пользоваться профессиональными приёмами и инструментами – такие навыки промышленного дизайнера пригодятся изобретателю в любой сфере, чтобы быстро изготовить макет своей идеи и показать его потребителям, апробировать, начать «продвигать» к воплощению в реальность свою разработку.
А новые творческие идеи у ребят рождались после каждого «творческого десанта» изобретателей из Москвы, и сразу же воплощались в макетах:
Чтобы познакомить участников проекта с различными этапами творческого пути изобретателей по внедрению своих идей, с теми видами работ, которые изобретателю необходимо осуществить на каждом этапе, со специалистами, которые могут помочь ему решить возникающие проблемы, было организованы выезды ребят в Москву:
- На Международную специализированную выставку товаров для детей «Детство / KIDS RUSSIA», которая проходила 11-13 марта в выставочном комплексе Крокус, г. Москва
На Выставке дети, которые на занятиях уже разработали свои первые настольные игры и головоломки, познакомились со специалистами отделов разработок крупнейших российских кампаний – «Звезда», «Биплант», «HobbyWorld». Они рассказали ребятам о современных материалах, видах игровых полей, трендах в области игр, формах сотрудничества с авторами, и пригласили ребят присылать свои игры на рассмотрение. Так наши участники получили свои первые профессиональные контакты, и смогут воспользоваться ими, когда доработают свои игры!
Участники проекта также познакомились с детьми из творческой мастерской «Фантазёры», которые несколько лет занимаются разработкой игр и уже выставляют свои проекты на этой профессиональной Выставке.
Конечно, у ребят было время походить по Выставке, познакомиться с теми новинками, которые пока ещё не появились в магазинах.
- В молодёжный инновационно-технический центр технопарка «САПФИР»
Участники проекта познакомились с современными технологиями 3Dпрототипирования, которые помогают изобретателям быстро изготовить макет своей разработки. Ребята приняли участи в викторине по роботам, научились пользоваться 3D-сканером (с его помощью можно сделать свою виртуальную копию и напечатать как скульптуру на 3D принтере), познакомились с компьютерным дизайном (придумали и нарисовали в специальной компьютерной программе модель своего собственного дома для дальнейшего его изготовления на 3D принтере), и даже изготовили на 3D принтерах несколько простых объектов.
- На 18-й Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», который проходил 2-5 апреля в Конгрессно– выставочном центре «Сокольники», г. Москва.
На экскурсии ребята продолжили знакомиться с различными этапами пути изобретателя, со специалистами, помогающим изобретателям защищать, патентовать свои разработки и «продвигать» их на рынок. Здесь были выставлены изобретения из разных областей промышленности и даже из разных стран.
Участники проекта познакомились с изобретателями в области обеспечения безопасности (экспозиция МЧС), космонавтики, автомобильного и железнодорожного транспорта, игровых тренажеров.Особый интерес у ребят вызвали стенды иностранных изобретателей – из Кореи, Тайваня, Китая, Польши, Катара.
С большим интересом ребята познакомились с проектами своих сверстников, которые также представили проекты в разных областях. Там были и игры, и новые музыкальные инструменты, и роботы для проверки знаний, и даже метод проверки «правильности мёда». Наши участники снова убедились в том, что идти путём изобретателя можно даже в школьном возрасте!
В течение 4х месяцев в двух домах культуры проводился турнир по настольной экономической игре по инновационному предпринимательству «Выбираю Успех». Эта игра была выбрана для проекта, поскольку она является запатентованным изобретением, Лауреатом III Всероссийского Конкурса «Лидер в области высоких технологий» за развитие инновационного мышления молодежи, и с 2009 года используется в турнирах среди молодежи (организатор - МИВТ-центр, Москва), в Анапе в Федеральном детском центре «СМЕНА» в 2014 году – во время проведения образовательной программы «Я - Изобретатель» (организатор – ГБОУ «ИннАрт», Москва).
В игре ребята получили профориентацию в инновационном предпринимательстве, познакомились с профессиональными компетенциями изобретателя, промышленника, коммерсанта, финансиста-банкираи их ролевому взаимодействию. Они закрепилив игровой форме все этапы творческого пути изобретателей, с которыми знакомились во время творческих десантов, семинаров, выездов на выставки и форумы.
ВДК «Десна» в турнире участвовало33 человека, в ДК «Ватутинки» - 19 человек.
Победителями турнира стали в ДК «Десна» - Радюхина Марина, в ДК «Ватутинки» - Круглов Алексей.
Во время завершающего «Творческого десанта» прошел также конкурс на решение головоломок. Поучаствовать в нём пришли дети с родителями.
Победителями конкурса в Десне стал Данила Пятаев, а в Ватутинках - Вельских Маргарита.
16 мая состоялось торжественное закрытие проекта, награждение победителей конкурса головоломок и турнира по игре «Выбираю Успех!» памятными призами и дипломами. Авторы получили сертификаты на свои разработки, активные участники проекта - свидетельства участников.
Пилотный проект «DesnaLab» завершен.Четыре месяца насыщенного взаимодействия московских изобретателей с детьми и молодёжью Новой Москвы пролетели просто незаметно. Похоже, нам удалось «заразить» детей научно-техническим творчеством:
Результатом проекта стало формирование в каждом из ДК творческого сообщества из подростков и молодежи, которым интересно развиваться и делать проекты в научно-технической сфере. Ребята познакомились с профессией «Изобретатель», с творчеством изобретателей Москвы, изучили некоторые творческие приёмы изобретателей и сами научились придумывать новыевещи, раскрыли свои таланты и поверили в свои собственные творческие силы. У них остались десятки начатых и выполненных в макетах творческих проектов, которые в пилотных домах культуры будут демонстрироваться на постоянно действующей выставкеавторских работ.
Свои новые интересы в научно-техническом творчестве ребята смогут в дальнейшем постоянно реализовывать на площадке Лаборатории, посещая дома культуры. Некоторые из них уже вызвались в следующем году вести для своих младших товарищей занятия по головоломкам и изобретательству.
Сотрудники и руководство пилотных домов культуры принимали активное участие во всех наших семинарах, выездах с детьми, турнирах и конкурсах. Таким образом, первый опыт развития научно-технического творчества детей и молодежи в организациях сферы культуры и досуга можно признать успешным.
|