ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 29.03.2024, 02:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Курс "Даешь патент на изобретение" [2]
Материалы по курсу обучения созданию игр, игрушек и защиты своей интеллектуальной собственности
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » Московская Школа Изобретаталей

Лаборатория творчества и изобретательства в Домах культуры
27.08.2017, 01:11

Лаборатория творчества и изобретательства в Домах культуры

Козырева Н.А., канд. психол. наук, руководитель Московской школы изобретателей, куратор направления «Изобретательство» проекта "Лаборатория творчества и изобретательства" («DesnaLab»)

Козырева Н.А. Лаборатория творчества и изобретательства в домах культуры. – М.: Инновационный менеджмент, № 8/2015, с. 36-41,  ISBN 2077-3218

 

Обычно развитием научно-технического творчества молодежи занимаются организации дополнительного образования департамента образования. Однако в связи с расширением Москвы и появлением нового округа - Троицкого и Новомосковского - возникла необходимость распространения привычного для жителей столицы стандарта услуг на новые территории Москвы, с максимальным использованием имеющейся в настоящее время  инфраструктуры. Поэтому в 2014 году Департамент культуры города Москвы предложил своим подведомственным учреждениям (Домам культуры) заняться инновационными формами интеллектуального и творческого развития подростков. В рамках грантового конкурса был разработан и реализован пилотный проект домов культуры округа «Лаборатория творчества и изобретательства». Оператором конкурса и куратором реализации проекта на территорииявляется Центр культурных инициатив Новой Москвы.

Поскольку в обязанности специалистов  ДК  никогда ранее не входило развитие творчества именно в научно-технической сфере, и местных кадров с необходимыми компетенциями на территориях не было, то для разработки и реализации проекта были привлечены в качестве кураторов направлений специалисты организаций-партнеров, которые занимаются развитием научно-технического творчества детей (Московская школа изобретателей ГБОУ «ИннАрт» Департамента образования города Москвы) и развитием инновационного предпринимательства среди молодёжи (проектный офис «Приемная инноватора» ).

Целью проекта "Лаборатория творчества и изобретательства" («DesnaLab») является:

  • инициирование среди детей и молодежи (10-18лет) интереса к изобретательству (созданию новых товаров и услуг), инновационному предпринимательству (воплощению своих идей в жизнь);

· создание молодёжного творческого сообщества в научно-технической сфере деятельности: выявление будущих лидеров, развитие навыков командной работы по достижению общего успеха;

  • содействие созданию площадок популяризации изобретательства и инновационного предпринимательства в ДК Троицкого и Новомосковского округа столицы.

Задачи проекта:

  • Создать две пилотные  площадки  для популяризации изобретательства и инновационного предпринимательства на территории ДК «Десна» и в ЦКиС «Ватутинки»;
  • разработать и пробировать методику внедрения научно-технического творчества в домах культуры; обучить специалистов пилотных площадок новым направлениям работы с подростками;
  • провести  запланированные мероприятия для инициирования

у молодежитворческих проектов в научно-технической сфере.

 

Целевая аудитория: ученики 4-11 классов поселенийРязановское и Десеновское, а также сотрудники близлежащих учреждений культуры, школ и местные специалисты близкого профиля, которые после участия в мероприятиях проекта смогут быть привлечены  к дальнейшей работе  в ДК по данному направлению.

Была разработана концепция проекта: для привлечения в ДК подростков и молодежи создать в свободных помещениях творческие лаборатории, на занятиях в которых подростки и молодёжь учились бы придумывать и создавать НЕЧТО новое, свободно общаться между собой и помогать друг другу в изготовлении своих проектов, и иметь возможность представить свои разработки местному сообществу (например, в форме выставки молодежных проектов).

Согласно Конкурсной документации, время на реализациюмероприятий проекта– всего 4 месяца. Это ограничивало выбор тем для занятий с ребятами самыми простыми в освоении, которые могут дать быстрый видимый для детей результат, мотивировать их к дальнейшему развитию в направлении научно-технического творчества.

Поэтому были приняты следующие решения:

1. Познакомить ребят с «азбукой» необходимых для успешной деятельности изобретателей навыков (научиться решать «нерешаемые» задачи – на занятиях с головоломками,  научиться некоторым творческим приёмам  по Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) – на занятиях по созданию различных видов игр, научиться изготавливать макеты своих идей – на занятиях по дизайну).

2. Познакомить ребят с успешными авторами-изобретателями, чтобы показать участникам проекта возможности дальнейшего продвижения иреализации разработанных ими идей, тем самым подняв мотивацию  к посещению занятий по проекту.После окончания пилотного проекта определить с ребятами направления дальнейшей работы, по их желанию.

3. Для привлечения молодежи к проекту, общения подростков и обмена впечатлениями, фотографиями, совместного решения интересующих вопросов с помощью друг друга, для создания обратной связи участников и преподавателей проекта  предусмотрена организация и ведение страницы в социальной сети ВКонтактеhttp://vk.com/desnalab.

Мероприятия проекта были реализованы с  января по апрель 2015 года, и завершились торжественным закрытием проекта и вручением дипломов 16 мая 2015 года.

Былипроведенычетыре«Творческих десанта»вДесну и Ватутинки.  «Десант» - это когда изобретатели и преподаватели из Москвы одновременно «высаживаются» в одном Доме культуры и проводят 3-4 мастер-класса и семинара на разные темы, для разных возрастных категорий участников.

Навернюк  Анжелика Юрьевна - изобретатель, автор ряда патентов на игры, разработчик авторских программ дополнительного образования по направлению «научно-техническое творчество», участник  Международных выставок. Педагог дополнительного образования ЦО"Измайлово" № 1811, г. Москва, руководитель творческой мастерской «Фантазеры».

Навернюк  Вера Михайловна – специалист по механическим головоломкам, член Клуба разработчиков и изобретателей игр Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ), участник ряда международных  выставок. Культуролог, аспирантка РГГУ, педагог мастерской «Фантазеры».

Козырева Нелли Арнольдовна - канд. психол. наук, изобретатель (6 патентов России, 1 PCT), автор системы развития инновационного мышления с помощью игр/игрушек. Заместитель директора НОУ УМЦ «Учимся, играя» по инновационным технологиям развития.Авторская игра-методика развития детей 4-7 лет «ТЕРЕМОК СКАЗОК» (с применением приёмов РТВ-ТРИЗ) заняла первое место Всероссийского Конкурса «Инновационная игрушка-2009» (в номинации «технологии развития речи»).

Руководитель международной команды ТРИЗ-педагогов «СОЗИДАТЕЛЬ» - финалисты Всероссийского Конкурса «Детсад-Школа Сколково» 2011 года.

Председатель жюри II Московского городского Конкурса инженерно-технических проектов детей и молодежи до 18 лет «Я - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ».

Соколова Любовь Игоревна - Выпускница  МГХПА им. С.Г. Строганова, финалист  ряда международных конкурсов дизайна :конкурса среди студентов-дизайнеров POPAI STUDENT DESIGN AWARDS (2014), Международного Дизайнерского Форума, посвященного Олимпийским Играм 2016 года в Рио-де- Жанейро ( 2015 год).

Хомякова Вероника  - культуролог, начальник отдела проектов Центра культурных инициатив Новой Москвы.

К работе с детьми и молодежью  по проекту была привлечена их сверстница Настя Навернюк – для демонстрации реальных достижений, которые смогут повторить дети из ДК с помощью предлагаемых методов.

Навернюк Анастасия, 15 лет, ученица 8 классаавтор-разработчик ряда игр и других проектов.Награды за проекты Анастасии:

II Московский городской Конкурс инженерно-технических проектов детей и молодежи до 18 лет «Я - ИЗОБРЕТАТЕЛЬ», 3-е место за проект«Настольная пальчиковая игра "Паучки»»  (май 2014г.)

 

Лауреат Всероссийского конкурса "Инновационная игрушка" на международной выставке «Детство/Toys&KidsRussia 2012», за проект «Настольная словесно-логическая игра "Словастика" –  в номинации "Игра/игрушка для развития навыков научно-технического творчества", за проект «Настольная логическая игра "Хопперс" – Первое место в номинации "Логические игры, головоломки", Март 2012 г.

Победитель конкурса «Инновационный потенциал молодежи» за проект «Словесно-логическая игра «Словастика»» наXXVII Московском международном Салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед-2012»,апрель 2012 г.

Лауреат Премии по поддержке талантливой молодежи «Призер» на XII Всероссийской выставке  научно-технического творчества молодежи НТТМ-2012 за  разработку «Словесно-логическая игра «Словастика» (июнь 2012)

Анастасия - автор  следующих инженерно-технических проектов за 2012-2014 годы ( в скобках - соавторы)

  1.  Конструктор игр «Сокровища Рыжего Пирата», (2014 г.)
  2. Настольная пальчиковая игра "Паучки»(Ефимова Анна, 3 класс, Астапчук Анастасия, 3 класс), (2014 г.)
  3. Мультфильм «Инвариант или путеводитель по волшебным сказкам для "чайников"»  (Коржебин Тимофей, Чуркин Владимир, Захарова Анна, Коновалов Лев, ученики 5-х классов ГБОУ ЦО № 1811 «Измайлово» (2013 г.)
  4.  Мультфильм «Как Володя быстро под гору летел»,  (Стеклов Василий, Плотицына Евгения, 4 класс, Гордеева Валентина, 5 класс)(2013 год)
  5.  Создание игровых образовательных фильмов "КТОН" (1- 6 серии), коллективный проект мастерской «Фантазеры» (2012-2014 годы)
  6.  Настольная логическая игра «Хопперс» («Попрыгунчики») (Навернюк Антон, на момент создания игры ученик 10 класса),  (2012 г.)
  7.  Словесно-логическая игра «Словастика» (Навернюк Антон, на момент создания игры ученик 10 класса, сейчас студент 4 курса МФТИ), (2012 г.)
     и ряда других проектов

 

На первом «творческом десанте» мы проводили презентацию проекта«DesnaLab» для родителей и детей, мастер-классы и семинары по изобретению настольных игр, конструкторов и головоломок, по промышленному дизайну среды, рассказывали ребятам - чему они могут научиться за 4 месяца занятий. Завершающий «творческий десант» имел целью подвести итоги проекта, познакомить всех посетителей с творческими разработками ребят, и показать им новые творческие приёмы, которые они смогут применять для создания дальнейших своих работ.

Помимо «Творческих десантов», в домах культуры были организованы регулярные занятия по курсам «Логика головоломок» и «Промышленный дизайн» - по 16 ак. часов, по изобретательству – 8 ак. часов, выезды в Москву на различные инновационные мероприятия, и турнир по настольной экономической игре по инновационному предпринимательству «Выбираю Успех».

Основной задачей изобретателей было показать детям простые творческие приёмы, с помощью которых они могут сами что-то новое придумать и СДЕЛАТЬ сразу, во время занятий. Все свои разработки ребята сначала забирали домой – показать  родителям и друзьям. Но потом макеты вернулисьв ДК - в Лабораторию авторы могли приходитьв удобное для них время, совершенствовать макеты, выполнять их более качественно из имеющихся там материалов, апробировать свои игры на других участниках проекта.

Изобретатель Анжелика Юрьевна Навернюк и юный разработчик игр Настя Навернюк помогают детям придумывать новые игры. На их первом занятии дети познакомились с двумя стратегиями разработки:

  1. Доработка или создание новых правил к уже существующим играм;
  2. Работа с “формой” или создание игр на основе “бытового мусора”.

 

 

На занятиях изобретателя Н.А. Козыревой дети сами выбирали – какие объекты окружающего мира они хотят совершенствовать, и потом изменяли их с помощью типовых приёмов изобретательства по ТРИЗ.

 

Семинары  «Логика головоломок» проводит В.М. Навернюк. На занятиях по головоломкам ребята учились мыслить и решать «невозможные задачи», находить выход из самых сложных положений, развивали свои интеллектуальные способности - качества, которое очень пригодятся изобретателю. На каждом занятии после решения серии головоломок дети получали творческое задание: «придумать свою головоломку». Это очень сложная задача, но всё-таки у нескольких детей получилось!

 

Семинар по промышленному дизайну проводит Л.И. Соколова, победитель ряда международных конкурсов дизайна. Дети сами придумали – ЧТО они хотят нового придумать,  а Любовь Игоревна помогла им изготовить макеты. Авторы и их первый самостоятельно изготовленный объект: кресло, бумажный макет.  На следующих занятиях авторы выполнили своё кресло в натуральную величину и  из более устойчивого материала – гофрокартона.

 

Мыслить нестандартно, придумывать новые функции для обычных объектов, воплощать свои идеи в макет с помощью различных видов бумаги, гофрокартона, пластика, пользоваться профессиональными приёмами и инструментами – такие навыки промышленного дизайнера пригодятся изобретателю в любой сфере, чтобы быстро изготовить макет своей идеи и показать его потребителям, апробировать, начать «продвигать» к воплощению в реальность свою разработку.

А новые творческие идеи у ребят рождались после каждого «творческого десанта» изобретателей из Москвы, и сразу же воплощались в макетах:

 

Чтобы познакомить участников проекта с различными этапами творческого пути изобретателей по внедрению своих идей, с теми видами работ, которые изобретателю необходимо осуществить на каждом этапе, со специалистами, которые могут помочь ему решить возникающие проблемы, было организованы  выезды ребят в Москву:

  1. На Международную специализированную выставку товаров для детей «Детство / KIDS RUSSIA», которая проходила 11-13 марта в выставочном комплексе Крокус, г. Москва

На Выставке дети, которые на занятиях уже разработали свои первые настольные игры и головоломки, познакомились со специалистами отделов разработок крупнейших российских кампаний – «Звезда», «Биплант», «HobbyWorld». Они рассказали ребятам о современных материалах, видах игровых полей, трендах в области игр, формах сотрудничества с авторами,  и пригласили ребят присылать свои игры на рассмотрение. Так наши участники получили свои первые профессиональные контакты, и смогут воспользоваться ими, когда доработают свои игры!

Участники проекта также познакомились с детьми из творческой мастерской «Фантазёры», которые несколько лет занимаются разработкой игр и уже выставляют свои проекты на этой профессиональной  Выставке.

Конечно, у ребят было время походить по Выставке, познакомиться с теми новинками, которые пока ещё не появились в магазинах.

 

  1. В молодёжный инновационно-технический центр технопарка «САПФИР»

Участники проекта познакомились с современными технологиями 3Dпрототипирования, которые помогают изобретателям быстро изготовить макет своей разработки. Ребята приняли участи в викторине по роботам, научились пользоваться 3D-сканером (с его помощью можно сделать свою виртуальную копию и напечатать как скульптуру на 3D принтере), познакомились с компьютерным дизайном (придумали и нарисовали в специальной компьютерной программе модель своего собственного дома для дальнейшего его изготовления на 3D принтере), и даже изготовили на 3D принтерах несколько простых объектов.

 

  1. На 18-й Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», который проходил 2-5 апреля в Конгрессно– выставочном центре «Сокольники», г. Москва.

На экскурсии ребята продолжили знакомиться с различными этапами пути изобретателя, со специалистами, помогающим изобретателям защищать, патентовать свои разработки и «продвигать» их на рынок. Здесь были выставлены изобретения из разных областей промышленности и даже из разных стран. 

Участники проекта познакомились с изобретателями в области обеспечения безопасности (экспозиция МЧС), космонавтики, автомобильного и железнодорожного транспорта, игровых тренажеров.Особый интерес у ребят вызвали стенды иностранных изобретателей – из Кореи, Тайваня, Китая, Польши, Катара.

С большим интересом ребята познакомились с проектами своих  сверстников, которые также представили проекты в разных областях. Там были и игры, и новые музыкальные инструменты, и роботы для проверки знаний, и даже метод проверки «правильности мёда». Наши участники снова убедились в том, что идти путём изобретателя можно даже в школьном возрасте!

 

В течение 4х месяцев в двух домах культуры проводился турнир по настольной экономической игре по инновационному предпринимательству «Выбираю Успех». Эта игра была выбрана для проекта, поскольку она является запатентованным изобретением, Лауреатом III Всероссийского Конкурса «Лидер в области высоких технологий» за развитие инновационного мышления молодежи, и с 2009 года используется в турнирах среди молодежи (организатор - МИВТ-центр, Москва), в Анапе в  Федеральном детском центре «СМЕНА» в 2014 году – во время проведения образовательной программы «Я - Изобретатель» (организатор – ГБОУ «ИннАрт», Москва).

В игре ребята получили профориентацию в инновационном предпринимательстве, познакомились с профессиональными компетенциями изобретателя, промышленника, коммерсанта, финансиста-банкираи их ролевому взаимодействию. Они закрепилив игровой форме все этапы творческого пути изобретателей, с которыми знакомились во время творческих десантов, семинаров, выездов на выставки и форумы.

ВДК «Десна» в турнире участвовало33 человека, в ДК «Ватутинки» - 19 человек.

Победителями турнира стали в ДК «Десна» - Радюхина Марина, в ДК «Ватутинки» - Круглов Алексей.

 

Во время завершающего «Творческого десанта» прошел также конкурс на решение головоломок. Поучаствовать в нём пришли дети с родителями.

Победителями конкурса в Десне стал Данила Пятаев, а в Ватутинках - Вельских Маргарита.

16 мая состоялось торжественное закрытие проекта, награждение победителей конкурса головоломок и турнира по игре «Выбираю Успех!» памятными призами и дипломами. Авторы получили сертификаты на свои разработки, активные участники  проекта - свидетельства участников.

Пилотный проект «DesnaLab» завершен.Четыре месяца насыщенного взаимодействия московских изобретателей с детьми и молодёжью Новой Москвы пролетели просто незаметно. Похоже, нам удалось «заразить» детей научно-техническим творчеством:

Результатом проекта стало формирование в каждом из ДК творческого сообщества из  подростков и молодежи, которым интересно развиваться и делать проекты в научно-технической сфере. Ребята познакомились с профессией «Изобретатель», с творчеством изобретателей Москвы, изучили некоторые творческие приёмы изобретателей и сами научились придумывать новыевещи, раскрыли свои таланты и поверили в свои собственные творческие  силы. У них остались десятки начатых и выполненных в макетах творческих проектов, которые в пилотных домах культуры будут демонстрироваться на постоянно действующей выставкеавторских работ.

Свои новые интересы в научно-техническом творчестве  ребята смогут в дальнейшем постоянно реализовывать на площадке Лаборатории, посещая дома культуры. Некоторые из них уже вызвались в следующем году вести для своих младших товарищей занятия по головоломкам и изобретательству.

Сотрудники и руководство пилотных домов культуры принимали активное участие во всех наших семинарах, выездах с детьми, турнирах  и конкурсах. Таким образом, первый опыт развития научно-технического творчества детей и молодежи в организациях сферы культуры и досуга можно признать успешным.

Категория: Московская Школа Изобретаталей | Добавил: kozyreva | Теги: научно-техническое творчество молод, Козырева, досуг молодежи, Дом культуры, ТРИЗ
Просмотров: 535 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz