ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 19.11.2017, 00:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
в дошкольных учреждениях [6]
Лаборатория игровых технологий в образовании [6]
Лаборатория игровых технологий в образовании Могилёвского государственного университета им. А.А. Кулешова
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 351
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Игровая развивающая среда » в дошкольных учреждениях

ИГРОВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
24.08.2017, 00:56

ИГРОВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

 (В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ДИАЛОГ")

                                                                                      Н.А. Козырева, канд. психол. наук (Москва, Россия)

ГБОУ «ИннАрт», нач. отдела

 

Предложена игровая развивающая среда для примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДИАЛОГ» (Russia). Описаны принципы формирования, структура описания, уникальность и возможности применения предлагаемой игровой среды.

Kozyreva N. The Gaming developing environment

Propose the gaming developing environment for a  basic general education preschool by program "Dialogue» (Russia), the principles of the formation, structure, uniqueness and potential of the gaming environment for kindergarten.

 

Игровая развивающая среда в дошкольном учреждении является важной и неотъемлемой частью целостной предметно-пространственной среды, которая помогает построить процесс эффективной педагогической реализации образовательной программы в современном детском саду.

Для примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДИАЛОГ» [1] нами разработан рекомендуемый перечень игровой продукции на каждую группу ДОУ. Его использование позволит педагогам подключать к освоению детьми различных образовательных тем игровую деятельность по следующим направлениям развития ребенка: физического, социально-личностного, познавательно-речевого и художественно-эстетического.  

Принципы формирования

Основой для формирования игровой развивающей среды стали Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [2], и проект Требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования [3].

Игровая развивающая среда была сформирована для реализации следующих особенностей программы «ДИАЛОГ»: вариативного подхода, «двуполушарного» принципа обучения и развития ребенка, достижения целей развития креативности и формирования творческого поведения детей, реализации принципа «естественной игры», обеспечения реальной разноуровневости, актуализации инклюзивного подхода [1]. При этом мы исходили из положения Л.С. Выготского о том, что «среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и её специфических человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда играет роль не обстановки, а источника развития» [4]. В качестве ориентиров при проектировании игровой развивающей среды также выступали общие закономерности психического развития ребенка на каждом возрастном этапе, с учетом ведущей деятельности, возрастных особенностей развития дошкольниками физических функций, формирования сенсорных навыков, накопления жизненного опыта, навыков упорядочивания и сопоставления разных предметов и явлений, возможностей на собственном опыте приобретать знания, стремления к познанию и творческому преобразованию окружающей среды.

Поэтому преимущество отдавалось эмоционально насыщенному, образному игровому оборудованию с развивающим характером, стимулирующему развитие обоих полушарий мозга ребенка, двигательную, познавательную, речевую, коммуникационную, творческую, конструкторскую, исследовательскую и иную активность детей. Это позволяет обеспечить возможность развития авторской творческой позиции ребенка (Козырева, 2007) [5] при проектировании им собственного игрового пространства, индивидуализацию  выбора тем, способов и темпов обучения ребенка в игровой деятельности.

При формировании примерного оснащения на каждую возрастную группу дошкольного образовательного учреждения и выборе конкретной игровой продукции мы учитывали следующие принципы:

  1. Возможность использования для развития «двуполушарного» мышления.

Сочетание в игрушке образности и конструктивно-методологических возможностей для одновременного развития воображения, логического мышления, креативности и эмоционального интеллекта ребенка.

  1. Соответствие игровой среды разным индивидуальным уровням развития детей в группе.

Для учета низкого, среднего, высокого уровня развития детей на каждый возраст введены соответствующее по степени сложности игры. Например, в группе 3-4 года предлагается 12 видов пирамидок из различных материалов (дерево, пластмасса, флексика, текстиль): и традиционные разных форм и размеров, и современные с возможностью обучения счету, со сказочными персонажами, с разной фактурой поверхности, со сложными геометрическими формами, интерактивно реагирующие на правильно собранную ребенком последовательность (как только он соберет пирамидку до конца - она весело закрутится). Для детей 4-5 лет сокращается количество предлагаемых видов пирамидок. Но сложность их конструкции увеличивается, что позволяет ребенку при сборке выполнять разнообразные развивающие задания по поиску правильных половинок, нанизывании частей на сложные изогнутые оси, решению простых геометрических головоломок, взвешиванию частей пирамидки.

Это позволяет обеспечить наличие доступных по уровню сложности  игр как для детей с выраженной одаренностью, так и для детей с более низким уровнем развития по сравнению со сверстниками и в 3-4, и в 4-5 лет. В то же время наличие игр различного уровня сложности позволяет ребенку самому выбирать свой уровень притязаний и стремиться к решению более сложных игровых задач, в том числе общаясь для этого со сверстниками, которые такие задачи решают легко. Это позволит обеспечить каждому ребенку не только адекватный возрасту максимальный фактический результат, но и возможность самоутверждения за счет ощущения высоко поднятой планки, которую он может преодолеть и воспринять себя как способного человека.

  1. Полифункциональность среды.

Игровая среда насыщена полифункциональными, разносторонними (для развития разных психических функций) играми, игрушками, тематическими наборами, которые могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом его игры.  Это значит, что с целью  создания разнообразной и изменяющейся во времени игровой среды в группе их можно убирать с поля зрения детей после использования по одному из назначений, и снова предлагать детям играть с ними через некоторое время, но уже используя иные развивающие функции данных игр.

  1. Обеспечение возможности индивидуальной и совместной деятельности.

Эти потребности ребенка обеспечиваются соответствующими видами игр и игрушек. Например, мягкие игрушки, головоломки, наборы для творчества, конструкторы предполагают индивидуальную игру, в то же время оставляя возможность для совместных действий детей как коллективного, так и соревновательного характера (в том числе с участием взрослого как играющего партнера). Это позволит каждому ребенку независимо от индивидуальных особенностей мышления, восприятия и характера максимально адаптироваться в игровой деятельности к образовательному процессу.

  1. Учет гендерной специфики.

Игровая развивающая среда обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. При этом ряд игровых наборов предполагает возможность совместных игр девочек и мальчиков за счет наличия различных форм деятельности, интересных или девочкам, или мальчикам.

  1. Представленность одной образовательной предметной темы в различных видах игр, игрушек, материалов.

Это обеспечивает наиболее полное, разносторонне представление о данном предмете и возможность организации различных видов игровой деятельности ребенка. Например, «семья» представлена и в виде отдельных картонных, деревянных, пластмассовых фигурок членов семьи, и в настольных играх с ролевым содержанием деятельности членов семьи, фигурки членов семьи входят в состав мягких объемных домиков-шнуровок и тематических  сюжетных конструкторов, а также в наборы для творчества (составление генеалогического дерева семьи). Куклы предлагаются различного вида и размера (младенцы, карапузы и т.д.), из различных материалов (мягкие, тряпичные, картонные, полипропилен), с различными эффектами (озвученные, шагающие, без лица, перевертыши, народные). Конструкторы - из окрашенной и неокрашенной древесины, пластмасс, мягкого пластика, магнитов, имеющие различные формы и размеры деталей. Это позволит детям  придумывать и собирать постройки различных размеров как на столе, так и на полу, на улице (в том числе с использованием воды), использовать их для ролевых сюжетных игр.

  1. Интеграция образовательных областей.

Рекомендуемое игровое оборудование для одной образовательной области может использоваться и в ходе освоения ребенком содержания других областей. Так, например, изготовленные из термомозаики фигурки могут быть использованы в сюжетно-ролевых играх; бирюльки и волчки для развития мелкой моторики пальцев рук могут быть раскрашены; а открытки, созданные из наборов для творчества, могут быть подарены на праздниках сверстникам, родителям. Это позволяет также формировать разнообразные временные тематические игровые зоны (центры) как по желанию воспитателя, так и по собственному замыслу детей. Причем создание и трансформация таких временных центров может быть одним из увлекательных творческих заданий для развития самостоятельности детей.

  1. Изменение структуры оснащения групп разного возраста

Структура оснащения групп разного возраста играми различных видов изменяется с учетом психофизических возрастных изменений детей. Так, для группы 3-4 года  предлагается максимальное число реалистичных игрушек для оперирования ими. А к группе 6-7 лет постепенно расширяется доля фантазийных игрушек и средств для проектирования и созидания детьми собственной игровой среды (наборы для творчества, сборные модели, конструкторы, игрушки для экспериментов и исследований). Сформированная таким образом среда будет работать на развитие самостоятельности и самодеятельности, проявление детьми собственной авторской творческой позиции.

  1. Учет современного информационного пространства ребёнка            В рекомендуемой игровой среде широко представлены высокотехнологичные, мультимедийные, роботизированные, трансформирующиеся, интерактивные игрушки и развивающие компьютерные игры, интересные ребёнку «цифрового поколения».

Уникальность предлагаемой игровой среды

Предложенные принципы позволили создать игровую развивающую среду ребёнка (образовательную, материальную, информационную) не только соответствующей его возрасту, но и соответствующей современным мировым технологическим возможностям.

Игровая развивающая среда дошкольного учреждения сформирована преимущественно из отечественных игр/игрушек, игрового оборудования и материалов. Важным является также использование современных авторских игр и методик российских изобретателей - победителей ежегодного Конкурса «Инновационная игрушка», проводимого Национальной Ассоциацией Игрушечников России (НАИР) под эгидой Российской Академии Образования. Это обеспечит нравственное и духовное развитие детей, формирование российского менталитета.

В то же время игровая среда обогащена новейшими зарубежными инновационными разработками – играми и игрушками, аналоги которых в России не выпускаются.

Структура описания игровой развивающей среды

Примерный набор игровой развивающей среды для группы 3-4 года описан в Программе в таблицах [1, с. 567-609].  Для остальных групп примерные наборы будут приведены в методических рекомендациях к Программе «Диалог», которые уже готовятся к печати.

Таблица содержит две части: МИНИМАЛЬНОЕ и ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ оснащение для каждой возрастной группы ДОУ. К «желательным» отнесены игры и оборудование, приобретение которых необязательно, но приветствуется как дополнительное оснащение Программы, позволяющее полнее раскрыть те или иные возможности ребенка, использовать их для одаренных детей. Для удобства изучения и приобретения дошкольными учреждениями рекомендуемых игр в таблицах приведены конкретные наименования имеющейся на рынке России игровой продукции, что позволяет легко найти их по Интернету. Многие игры имеют аннотацию, позволяющую воспитателю принять решение об использовании их в педагогическом процессе.

Приведем пример описания различных видов игр:

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ МИНИМУМ

Наименование

ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ МАКСИМУМ

Наименование

Пирамидки

Пирамида "Елочка", дерево

(нарисованные новогодние

украшения)

Арифметический счет

На одной основе десять пирамидок с разноцветными шариками, от 1 до 10 штук. Шарики можно передвигать по изогнутой проволоке, развивая мелкую моторику.

Мозаики

Мягкая мозаика из упругого пластика

"Мини фигурки 3шт."

"Транспорт"/"Попугай"/ "Самолетик" / "Рыбки"/ "Матрешка"/ "Уточка"

Развивающая "Мозаика 3+" MAGNETICUS из вспененного полимера

 (145 элементов, 5 цветов, 30 образцов,

металлический планшет с пластиковым покрытием)

Конструкторы,  наборы, и игрушки для сюжетно-ролевых игр

Конструктор - стучалка "Машина" (дерево)

(в наборе крупные гайки, которые позволяют закручивать детали, собирать из частей машину)

Конструктор Осьминог , пластик

(51 деталь, для игры в группах, варианты последовательного соединения развивают ощущение пространства)

Головоломки, логические игры

Логическая игра «Собирашки-Василек»

(Сочетание аналога игры «15» и «разрезных картинок», из которых при правильной сборке получается картинка: самосвал «Василек» и числа от 1 до 15)

Логическая игра Smart Тачка (Bondibon), дерево

 (автомобильчик, который можно собрать 48-ю способами)

Интерактивные игрушки и медиасредства

Магнитный холодильник "VTECH"

(холодильник, 33 формочки с буквами в виде продуктов,  3 обучающие программы: буквы, цвета, названия продуктов и их свойства)

Обучающая компьютерная игра

 «Рисуем и играем! Обучающие раскраски»

 

Рекомендованная в Программе «ДИАЛОГ» игровая развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, т.е. сама среда не только развивающая, но и развивающаяся. Это позволяет каждому педагогу вносить свои творческие коррективы в её формирование в соответствие с индивидуальными особенностями и интересами детей в группе.

Полагаем, что предлагаемые принципы формирования и перечень конкретной игровой продукции могут быть полезны специалистам дошкольных учреждений, реализующих иные программы дошкольного образования, в том числе в учреждениях дополнительного образования.

 

Список литературы

  1. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. О.Л. Соболевой.- М.: Дрофа, 2013.
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 г. № 655.
  3. Проект Требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГУ «Федеральный институт развития образования» http://www.firo.ru
  4. Выготский Л.С. Проблема среды в педологии / Лекции по педологии. Лек. 4. – Ижевск: Изд. Удмуртского ун-та, 2001.
  5. Козырева Н.А. Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников (на материале игр с противоречием): Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2007.

     http:// http://teremok-skazok.ucoz.ru/load/psikhologam/3

Категория: в дошкольных учреждениях | Добавил: kozyreva | Теги: Козырева Н., детский сад, Gaming developing environment, игровая развивающая среда
Просмотров: 16 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz