ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 26.09.2017, 14:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
в дошкольных учреждениях [6]
Лаборатория игровых технологий в образовании [6]
Лаборатория игровых технологий в образовании Могилёвского государственного университета им. А.А. Кулешова
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 350
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Игровая развивающая среда » в дошкольных учреждениях

Формирование игровой развивающей среды для оснащения ДОУ
25.08.2017, 23:34

Формирование игровой развивающей среды для оснащения ДОУ

(на примере основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ДИАЛОГ»)

Козырева  Нелли Арнольдовна,

зам. директора ГБОУ «ИннАрт», г. Москва,

 канд. психол. наук

nellydelf@mail.ru

Козырева Н.А. Формирование игровой развивающей среды в дошкольной образовательной организации. - М.: Стандарты нового образования,  №2 /2014, стр. 24-29. НИИСО ГБОУ ВПО МГПУ

       В 2012 г. была утверждена Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «ДИАЛОГ» (1).  Принимая участие  в 2011г. в формировании игровой развивающей среды дошкольного учреждения для этой программы, мы стали перед нелегким выбором: какие именно игры предложить педагогам для оснащения групп предметно-развивающей средой, чтобы дети имели возможность  проявлять индивидуальность и творчество, знакомиться со всеми образовательными областями в игровой деятельности, развивать одновременно и правое и левое полушарие мозга.  Наши подходы к решению этой задачи приведены ниже. 

       Правильность сделанного нами выбора подтверждается тем, что согласно ФГОС дошкольного образования, вступившим в действие с 1.01.2014г, предметно - пространственная развивающая среда должна быть организована в ДОУ так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

       В качестве ориентиров при проектировании игровой развивающей предметно-пространственной среды выступали общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе, с учетом возрастных особенностей развития дошкольниками физических функций, формирования сенсорных навыков, накопления жизненного опыта, навыков упорядочивания и сопоставления разных предметов и явлений, возможностей на собственном опыте приобретать знания. При этом мы исходили из положения Л.С.Выготского о том, что «среда выступает в развитии ребенка, в смысле развития личности и её специфических человеческих свойств, в роли источника развития, т.е. среда играет роль не обстановки, а источника развития» (2).

            Отличительными особенностями предлагаемой развивающей среды являются использование:

  • Новых, современных видов игр, конструкторов и наборов для творчества,
  • изделий из новых материалов,
  • мультимедийной и компьютерной игровой продукции, интерактивных игрушек,
  • современных инновационных российских авторских игр и игровых методик (победителей ежегодного Конкурса «Инновационная игрушка», проводимого Национальной Ассоциацией Игрушечников России под эгидой Российской Академии Образования).

 

Игровая развивающая среда для программы «ДИАЛОГ» сформирована преимущественно из отечественных игр/ игрушек, игрового оборудования и материалов, что обеспечивает нравственное и духовное развитие детей, знакомство с народным художественным творчеством, формирование российского менталитета. В то же время среда обогащена новейшими зарубежными инновационными разработками в области игрового оборудования, аналоги которых в России не выпускаются.

 

При формировании примерного оснащения игровой продукцией на каждую возрастную группу ДОУ мы использовали  следующие подходы для выбора конкретных игр, игрушек и игрового оборудования из имеющегося ассортимента:     

  1. Преимущество отдавалось эмоционально насыщенному, образному игровому оборудованию с  развивающим характером, стимулирующему развитие обоих полушарий мозга ребенка, познавательную, речевую, коммуникационную, творческую, двигательную, исследовательскую и иную активность детей.
  2. Для учета разных уровней развития детей (минимум три на каждый возраст: низкий, средний, высокий) в перечень игровой продукции на каждую группу введено соответствующее им по степени сложности игровое оборудование.
  3. Преимущество отдавалось полифункциональным, разносторонним (для развития разных психических функций) играм, игрушкам, тематическим наборам, которые могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом его игры.
  4. Обеспечение потребностей ребенка как в индивидуальной, так и в совместной деятельности соответствующими видами игр и игрушек. Например, мягкие игрушки, головоломки, наборы для творчества, конструкторы предполагают индивидуальную игру, в то же время оставляя возможность для совместных действий детей как коллективного, так и соревновательного характера (в том числе с участием взрослого как играющего партнера).
  5. Учтена гендерная специфика - игровая развивающая среда обеспечена как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
  6. В целом обеспечена представленность одной образовательной предметной темы в различных видах игр, игрушек, материалов (из имеющегося на отечественном рынке выбора товаров). Это обеспечивает наиболее полное, разносторонне представление о данном предмете и возможность организации различных видов деятельности ребенка. Например, «семья» представлена и в виде отдельных картонных, деревянных, пластмассовых фигурок членов семьи, и в настольных играх с ролевым содержанием деятельности членов семьи, и входит как элемент в состав мягких объемных домиков-шнуровок и тематических конструкторов.
  7. Игровая развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей - материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. Так, например, изготовленные из термомозаики фигурки могут быть использованы в сюжетно-ролевых играх, бирюльки и волчки для развития мелкой моторики пальцев рук могут  быть раскрашены, а открытки, созданные из наборов для творчества, могут быть подарены на праздниках сверстникам, родителям. 
  8. Учет психофизических возрастных изменений детей отражен в структуре оснащения групп разного возраста играми различных видов. Так, для группы детей в возрасте 3-4 года  предлагается максимальное число реалистичных игрушек для оперирования ими, а к группе с возрастом детей 6-7 лет – постепенно расширяется доля фантазийных игрушек и средств для проектирования и созидания детьми собственной игровой среды (наборы для творчества, сборные модели, конструкторы, игры для исследовательской деятельности). Сформированная таким образом среда будет работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка, его познавательной сферы и креативности.

Предложенные принципы позволили создать игровую развивающую среду ребёнка (образовательную, материальную, информационную) не только соответствующей его возрасту, но и соответствующей современным мировым технологическим возможностям. В частности, использованы современные игрушки, соответствующие следующим тенденциям:

  1. Совмещение различных видов игрушек в одной: пирамидка и весы, каталки-лабиринты,  паззлы-конструкторы и др.

 

  1. Многофункциональность и повышенный развивающий эффект

Логическая игра «Аэропорт» - это паззл-головоломка.

Управление полетом под контролем имеет 4 уровня сложности, 48 заданий. Развивает логическое мышление, познавательные способности, зрительное и пространственное восприятие детей.

Притворщик объемный (ковролин)- развивает молкую моторику, воображение, эмоциональную сферу ребенка.

   3. Переход к 3D формам (объему): объемные шнуровки, объемные головоломки (крестики-нолики)

  4. Прозрачность, открытость конструкции, возможность наблюдения

Трехмерный прозрачный  конструктор-лабиринт. В каждой детали есть специальные пазы и проемы. Соединяя их друг за другом в самых немыслимых комбинациях, создавая высокие башни и протяженные конструкции, ребенок каждый раз выстраивает новую дорогу. По серпантину и закоулкам начнут путешествовать шарики. Меняя расположение элементов, ребенок меняет и маршрут шариков.

   

5. Интерактивность, мультимедиа:

Интерактивная игрушка «Глобус обучающий» - это  5 обучающих программ, которые  познакомят детей с континентами и океанами, народами разных стран и самыми известными достопримечательностями в мире.

Развивающая компьютерная  игра "Манго: Путешествие в Космос»

Развивающая компьютерная игра  «Весёлые уроки детского этикета».

 

В Программе «ДИАЛОГ» приведено примерное оснащение второй младшей группы ДОУ конкретным игровым оборудованием, играми  и игрушками. Разработанное примерное оснащение для других групп  будет издано в виде отдельных методических рекомендаций к Программе. 

Наши рекомендации по оснащению ДОУ игровой развивающей средой в соответствии с концепцией программы «ДИАЛОГ» приведены в таблицах, содержащих как МИНИМАЛЬНОЕ оснащение группы данного возраста, так и  ЖЕЛАТЕЛЬНОЕ (т.е. дополнительное к предложенному минимуму). В таблицах приведены конкретные наименования игровой развивающей продукции, материал, из которого она изготовлена, в некоторых случаях указан рекомендуемый к использованию ассортимент игр данного вида, или краткое описание. Например:

Аппликация геометрическая  «Солнышко»/ «Мой мишка»/ «Моя кукла» (набор для создания картины).

Логическая игра  «Smart Тачка» (Bondibon), дерево (автомобильчик, который можно собрать 48 способами).

Максимум насыщения игровой развивающей средой в каждой группе может достигаться тремя способами: увеличением количества закупаемых единиц игр на группу, расширением закупаемого ассортимента из приведенных видов игр, а также приобретением дополнительных видов игрового оборудования, указанных в колонке «желательное».  

Одной из проблем при формировании игровой развивающей среды является отсутствие единой классификации игр, принятой и в образовательных учреждениях и в промышленности, и в торговле, в том числе  в Интернет-магазинах.  Поэтому для удобства выбора конкретных игр для оснащения группы ДОУ по программе «ДИАЛОГ» разработана собственная классификация игровой продукции, которая, на наш взгляд, позволит педагогам как ориентироваться в педагогических возможностях предлагаемых игр, так и легко выбирать аналогичные игры (при отсутствии в продаже рекомендуемых)  при осуществлении закупок через различные виды торговых предприятий. Приведем пример нескольких видов игровой продукции, по нашей классификации: «Игры и игрушки для развития мелкой моторики, глазомера, координации движений», «Игрушки преимущественно для девочек», «Игрушки-маркеры эмоций», «Игры и материалы для усвоения навыков безопасного поведения», «Игрушки-головоломки, логические игры», и др.

Особо хочется остановиться на таком виде игровой развивающей среды, как «Авторские игры и методики российских изобретателей». Приведем примеры творчества только двух авторов (всего в различных группах ДОУ рекомендованы авторские игры  десятков  разработчиков).

Так, старейший российский изобретатель игр Виктор Августович Кайе создал развивающую предметно-игровую систему из сотен различных игр.

В рекомендуемый перечень для программы «Диалог»  вошли только:

  • «Соты Кайе» (помогает развивать фантазию, воображение, творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, глазомер, сенсомоторную координацию, архитектурно-художественный вкус, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников),
  • Набор «Маленький дизайнер» (составление детьми собственных орнаментов и  картин),
  • Логические игры (28 видов, по 160 карт): «Радужный лабиринт В.Кайе», «Солнечный лабиринт В.Кайе», «Речной лабиринт В.Кайе»,  «Лесной лабиринт В. Кайе».  Ребенок может собирать  из них орнаменты, фантазийные узоры, изображения предметов, цифр, букв, развивая логическое  мышление и творческие способности.

 

Развивающие игры инженера-физика Вячеслава Воскобовича – это многофункциональные игры. Одна игра дает возможность решать множество образовательных задач. Малыш одновременно осваивает буквы, цифры, учится различать цвет, форму, тренирует память, внимание, развивает мышление, воображение, а также тренирует мелкую моторику ручек.  И еще -  практически во всех играх В.Воскобовича задания ребенку даются в виде сказок, в которых забавные персонажи  попадают в приключения, побуждают малыша к мышлению и творчеству, учат распутывать интриги.

Для формирования базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях мы включили в рекомендуемый перечень следующие игры:

  • Математический планшет  (Малый Геометрик, Геоконт);  
  • Квадрат В.Воскобовича (прозрачный, двухцветный, четырехцветный);
  • Чудо-цветик  и Чудо-крестики, Чудо-соты (для знакомства с дробями)

Даже эти примеры показывают неординарность  творческого подхода авторов, которая дает возможности педагогам решать с детьми образовательные задачи в занимательной игровой форме.

 

При размещении рекомендованной игровой развивающей среды в пространстве группы рекомендуем педагогу придерживаться следующих принципов:

  1. Всё пространство в группе желательно разделить на определенные зоны или тематические центры, в зависимости от возрастных особенностей и желаний детей, рекомендаций программы и периода обучения.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства в группе. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка и размещаться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Необходимо также оборудовать «уголок уединения» для индивидуальных игр, занятий и отдыха  детей.
  3. Не следует сразу размещать в поле зрения детей ВСЕ рекомендованные игры и игрушки. Предметно-развивающая игровая среда группы должна меняться (дополняться, заменяться, преобразовываться) постепенно, условно разделяясь на три категории: «сегодня» (тот игровой материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (игровой материал исследуемый, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (игры с содержанием, с которым предстоит познакомиться в недалёком будущем).

 

Сформированная на основании данных рекомендаций игровая развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию, т.е. сама среда не только развивающая, но и развивающаяся. Каждый год появляются новые материалы, новые игры, которые могут и должны быть использованы для развития наших детей.

Предложенные принципы формирования игровой развивающей среды позволяют каждому педагогу вносить свои творческие коррективы в её формирование в соответствие с индивидуальными особенностями и интересами детей в группе.

Таким образом, в соответствии с ФГОС дошкольного образования, и педагогу при комплектовании своей группы предложенными играми предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество, и детям есть из чего выбирать для себя занятия по всем направлениям развития.

Рекомендуемая литература

1. Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Автор: под ред. О. Л. Соболевой. – М.: Дрофа, 2012.   ISBN: 978-5-358-12446-2,  с. 567-609.

2. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом "Удмурдский университет", 2001. ISBN: 5-7029-0402-8

3. Козырева Н.А. Пространство игры и игрушки в изобретательском  творчестве// Московская игротека. Вып.3, М., 2003,С.34-45.

4. Козырева Н.А. Анализ  российской изобретательской деятельности в области игр и игрушек, 1971-2002 г.г. Тезисы доклада на II Международной педагогической конференции по раннему развитию и развивающим играм «Игровые технологии развития и обучения детей от младенчества до школы». – Москва, 2004.

5. Козырева Н.А. Изобретательская деятельность в области игр и игрушек. - Журнал «Планета Детства», Москва, № 1/2005

6. Козырева Н.А. Изобретательская деятельность в России в области игр и игрушек в 2003 - 2007 г.г. - Журнал «Планета Детства», Москва, № 2/2008

 

 

 

Категория: в дошкольных учреждениях | Добавил: kozyreva | Теги: Кайе, Козырева Н., развитие дошкольников, игровая среда, программа ДИАЛОГ, ДОУ, Воскобович
Просмотров: 22 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz