ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 19.11.2017, 00:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
в дошкольных учреждениях [6]
Лаборатория игровых технологий в образовании [6]
Лаборатория игровых технологий в образовании Могилёвского государственного университета им. А.А. Кулешова
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 351
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Игровая развивающая среда » Лаборатория игровых технологий в образовании

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АПРОБАЦИЯ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СОЗДАНИЮ СОБСТВЕННЫХ ИГР
30.08.2017, 01:25

 

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АПРОБАЦИЯ ИГР В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА КАК ФАКТОР ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К СОЗДАНИЮ СОБСТВЕННЫХ ИГР

 

Козырева Нелли Арнольдовна, кандидат психологических наук,

доцент кафедры психологии, зав. лабораторией игровых технологий в образовании Могилёвского государственного университета им. А.А. Кулешова, г. Могилёв, Республика Беларусь, e-mail: nellydelf@mail.ru

 

Козырева Н.А. Психолого - педагогическая апробация игр в учебном процессе университета как фактор подготовки будущих педагогов к созданию собственных игр. - Игровая культура современного детства: Материалы I Международной научно-практической конференции, 28–30 сентября 2016 г. (Москва, МГПУ) / под ред. Е.И. Ивановой. — Текстовое электрон. издан. в 2 томах. - М.: НАИР, 2017. – т.2, с. 609-612. http://www.da-igra.ru/netcat_files/userfiles/4/Sbornik_megd_konf_2017_T_1.pdf

 

Лаборатория игровых технологий в образовании Могилёвского государственного университета им. А.А. Кулешова была создана в 2015 г. для укрепления и развития человеческого капитала Университета путем привлечения студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей к участию в научных и прикладных исследованиях по разработке игровых технологий развития подрастающего поколения, для разработки и апробации механизмов практикоориентированности образования и науки, повышения качества образования и воспитания подрастающего поколения путём популяризации и внесения в практику образовательных учреждений и семейного воспитания апробированных в ходе деятельности Лаборатории игровых технологий в образовании (игр, игрушек, игрового оборудования, игровых методов и др.).

За 2015/2016 учебный год была разработана и апробирована концепция психолого-педагогической апробации игр в учебном процессе университета [3]. Мы определяем психолого-педагогическую апробацию игр и игрушек как систему взаимодействия преподавателей и студентов ВУЗа, педагогов и детей образовательных учреждений по выявлению условий эффективного использования игр/игрушек/игровых технологий в образовательных учреждениях/семье для развития детей и молодёжи.

Целью психолого-педагогической апробации игр в учебном процессе университета является:

  1. Ознакомление студентов с современными игровыми технологиями развития детей.
  2. Обучение студентов практике применения психологического диагностического инструментария для исследования влияния игр на развитие детей и составлению рекомендаций для разработчиков и производителей игр по их совершенствованию.
  3. Обучение студентов созданию собственных образовательных игр и оценке эффективности их применения.

Таким образом, игры в данной концепции психолого-педагогической апробации являются инструментом развития профессиональных качеств будущих педагогов и психологов.

Материальную базу Лаборатории составили переданные в дар игры и игрушки, которые мы выдавали студентам для проведения психолого-педагогической апробации. В марте 2016г. были заключены договора с российскими авторами-разработчиками игр и с фирмами-производителями, которые в дальнейшем будут свои новинки присылать нам для проведения апробации и получения рекомендаций. Благодаря этому в Лаборатории организована выставка игр, игрушек, игровых методов и технологий развития детей и молодежи, каталогов игровой продукции, литературы, знакомиться с которой могут студенты всех специальностей и преподаватели.

Опишем этапы проведения психолого-педагогической апробации игр в учебном процессе университета.

Этап 1. Экспертные совещания преподавателей.

Экспертные совещания проводятся работающими в Лаборатории игровых технологий в образовании кандидатами наук - психологами и педагогами. Преподаватели рассматривают представленные к апробации игры, изучают их описания - какое именно положительное влияние игры на развитие ребёнка заявили авторы/производители (например, игра развивает внимание, память, логическое мышление и др.). Изучают сами игры, играют в них, чтобы посмотреть: на самом ли деле развивает игра именно эти психические функции или другие? Размышляют: КАК это проверить? Надо сказать, что не существует единой методики такого анализа, пока к каждой игре мы ищем свой «индивидуальный подход», чтобы выявить её сильные стороны и в то же время найти возможные недостатки для их последующего устранения. Совместное обсуждение и педагогами и психологами помогает нам примерно определить диагностический инструментарий (из доступного к использованию студентами, исходя из программ обучения по отдельным специальностям) и объём работы по апробации, согласовать исследовательские подходы. На основании обсуждения преподаватели выбирают для своих студентов игры для выполнения курсовых/дипломных работ.

Этот этап проходит несколько раз в течение учебного года, поскольку графики начала курсовых работ у студентов разных специальностей/курсов варьируются с сентября до апреля месяца. И в течение года на апробацию поступают новые игры. Темы дипломных работ и магистерских диссертаций утверждаются в сентябре.

Этап 2. Утверждение тем.

Было разработано несколько вариантов тематик комплексных курсовых и дипломных работ по психолого-педагогической апробации игр.

А) Можно выдать задания на психолого-педагогическую апробацию одной и той же игры разным студентам (и даже студентам разных специальностей), при этом каждый будет исследовать отличные от других аспекты взаимодействия детей с этой игрой.

Б) По одной из игр, в которой производителями было заявлено много развивающих эффектов, было выдано два задания на курсовые работы и одно – на дипломную. Причём дипломница-психолог посещала игровые сессии, которые проводили студентки-педагоги, выполняющие курсовые работы в разных классах средней школы, и фактически руководила их работой. Это развивало не только её профессиональные качества, но и личностные.

В) Нами также предложено в качестве дипломной работы и магистерской диссертации проектирование «игрового комплекса» из различных игр и выявление возможности достижения синергетического эффекта и усиления влияния на поведение детей при использовании данного игрового комплекса. В этом случае студенты исследуют не одну игру, а их совокупность. Под «игровым комплексом» в контексте психолого-педагогической апробации мы понимаем специально отобранную группу игр (настольных, головоломок или др. видов) для использования с детьми определенного возраста (группы детсада или класса школы), в определённой последовательности и периодичности их сочетания, использования при работе с детьми (в т.ч. представление их для свободной игры детей).

Полагаем, что необходимый образовательный и психологический эффект от применения игрового комплекса будет выше, чем просто от одной игры. Но достигнут он будет при правильно подобранном сочетании с учетом психофизиологических возрастных характеристик детей, процессов запоминания, вспоминания, эмоционального переживания, периодического внесения нового материала, чередования соревновательных и коммуникационных действий детей в различных играх.  

Условия эффективного использования игр исследовались на примере игр по безопасности дорожного движения дошкольников [3]. В дипломных работах разных студентов варьировались следующие параметры по одному и тому же игровому комплексу:

диагностические (студенты использовали различные наборы диагностических психологических методик);

временны̀е (в какое время проводить игры, как часто, сколько времени отводить на игры, через какое время повторять для закрепления);

групповые (сколько детей будет играть, как их распределять в группе, в т.ч. с учётом возраста, пола);

методические (в каком возрасте/(группе, классе) и в какой последовательности применять различные игры, как именно «подавать» игры, дополнительную информацию по теме игры, подключение других видов игр – викторин, конкурсов и др.).

Этап 3. Сопровождение работы студента по психолого-педагогической апробации.

На этом этапе помощь преподавателей нужна для анализа соответствия изобразительного материала и правил игры психофизиологическим возрастным характеристикам детей, анализа возможности достижения заявленных авторами целей развития ребенка с помощь данной игры, поскольку методической литературы по этим вопросам просто нет. Преподаватели и студенты изучали белорусскую инструкцию по психолого-педагогической экспертизе [1], опыт Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, центра экспертизы «Spiel gut» (Германия) [6]. В процессе экспертизы наши коллеги оценивают мотивационную основу игры, которая связана с привлекательностью игрушки для ребёнка, развивающий потенциал игрового действия, операционально-технические характеристики игрушки, обеспечивающие возможность самостоятельного детского действия. Предварительно каждая игрушка проходит этический и эстетический «фильтр».

Однако перехода именно к адаптации игр в образовательном процессе, к проектированию игровых комплексов из готовых игр, изучения с помощью диагностических методик соответствия указанного и реального влияния игры на ребёнка в процессе известных методов экспертизы не предполагается.

Чем же отличается психолого-педагогическая апробация игр в учебном процессе университета от психолого-педагогической экспертизы?

  1. Согласно Приказу Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2007 г. № 707 «О регулировании вопроса психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек» [1], «психолого-педагогическая экспертиза игр и игрушек – система действий органа, уполномоченного Министерством образования Республики Беларусь, по подтверждению соответствия игр и игрушек психолого-педагогическим требованиям». Таким образом, мы в принципе не имеем права проводить «экспертизу», и не делаем этого.
  2. Согласно Приказу, «целью проведения психолого-педагогической экспертизы является недопущение распространения на территории Республики Беларусь игр и игрушек, негативно влияющих на здоровье и эмоциональное благополучие детей» [1]. Цели психолого-педагогической апробации игр в учебном процессе университета обозначены выше.
  3. Согласно Приказу, экспертиза проводится для совершенствования деятельности учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. В поле же внимания нашей психолого-педагогической апробации попадают игры и игровые технологии и для детей других возрастов - начальной школы, средней, и даже для старшеклассников.
  4. Критериями соответствия игр и игрушек психолого-педагогическим требованиям экспертизы, согласно Инструкции к Приказу, являются «полифункциональность, гуманистическая направленность, дидактическая ценность, эстетическая ценность» [1].

Возможность исследования - а достигаются ли заявленные авторами/производителями цели развития ребенка с помощь данной игры/игрушки в данном Приказе даже не обсуждается, тем более не планируется исследование влияния совокупности игр («игрового комплекса» на заданную тему) на развитие детей.

Поэтому процедура психолого-педагогической апробации является новой и более приемлемой в учебном процессе университета – поскольку пройдя через анализ чужих игр, диагностику развития детей, студент начинает понимать, что за словами «игра развивает внимание» стоят конкретные, «измеряемые» показатели развития ребёнка.

Следует отметить, что к апробации мы принимали игры, имеющие педагогическое, дидактическое содержание, поскольку будущим педагогам важно понимать разницу между заявленными целями игры и реальными. К сожалению, не все апробированные игры отвечали требованиям педагогов по познавательной, развивающей функции игры, хотя были эстетически и эмоционально привлекательны для детей. Где-то разработчики не учли возрастные особенности детей; где-то «перепутали» развивающую функцию игры из-за того, что просто «списали» понравившуюся формулировку для привлечения родителей к приобретению игры. Поэтому один из вопросов, который предстоит решить в будущем, это приемлемое соотношение между дидактическими и развлекательными целями игры для использования в образовательном учреждении.

На этом этапе важным также является наблюдение преподавателя за работой студента «в поле», при проведении эксперимента, выполнении диагностических методик, чтобы оперативно корректировать какие-то неточности. Пока это возможно только при выполнении дипломных и магистерских работ (есть часы на посещение). Следует отметить, что сама исследовательская задача «измерить эффект от игры» вызывает у студентов большой интерес. Работы имеют актуальность, новизну, практическое применение, так что студенты легко вовлекаются в научно-исследовательскую деятельность,

Этап 4. Выводы и рекомендации по итогам психолого-педагогической апробации.

По итогам изучения игры, наблюдения за игровыми сессиями с детьми в детском саду или школе, анализа результатов диагностических методик студенты в своей курсовой/дипломной работе делают выводы о полифункциональности игры, привлекательности для детей, понятности правил игры, соответствия заявленному возрасту игроков, и, самое главное – о том, НА СКОЛЬКО именно данная игра развивает те психические функции, которые заявляли разработчики/производители в описании. Если появляются замечания к картинкам в игре, к формулировке правил – студенты оформляют «рекомендации производителям».

Когда одну игру исследуют несколько студентов – то их рекомендации обсуждаются на экспертном совещании преподавателей, с участием авторов исследований, и составляется обобщённая рекомендация.

Этап 5. Проектирование собственных игр.

В течение учебного года в Лаборатории проводились факультативные семинары для студентов, выполняющих психолого-педагогическую апробацию, по игрологии и методам проектирования, изобретения игр [4]. Мы изучали структуру игр различных видов, дизайн игровых элементов, используемые авторами типовые приёмы изобретательства по ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) [5], морфологический анализ, метод фокальных объектов, методы повышения уровня новизны и оригинальности творческого продукта, психологические аспекты проектирования развивающих игр различных типов – настольных игр, конструкторов, головоломок и др.

Проводя апробацию чужих игр, студенты учились «разбирать игры» поэлементно, выясняли игровую механику и как именно она влияет на развитие и мотивацию ребёнка, насколько игра позволяет ребёнку проявлять собственный потенциал. А полученные на семинарах знания методов разработки игр позволили им в процессе выполнения курсовых работ создать свои игры.

Так, дипломница Лунёва А.В. разработала игровые методы социализации школьников на уроках обществоведения, студентки-филологи 4го курса Толкачёва Ю. Э. и Цыганкова К. В. создали 2 авторские игры для уроков русского языка в 5-6 классах, а будущий преподаватель информатики и английского языка А.В. Офицерова предложила 4 новые игры по английскому языку для учеников 8-го класса. Появились первые разработки компьютерных образовательных игр, но они пока не закончены.

Успешный опыт факультативных семинаров позволил нам на 2016/2017г. запланировать учебный курс «Геймификация в образовании» для студентов 3го курса специальности «дошкольное образование» (42ч). Это расширит компетенции будущих педагогов за счёт овладения разработкой игр как проектной деятельностью. Так, кроме методов и методик проектирования игр различных видов будут представлены темы: заказчик и требования к разработке (техническое задание), планирование разработки, этапы проекта, команда проекта, функции, контроль выполнения, привлечение ресурсов, производство игр, маркетинг, современные каналы продвижения, меры поддержки со стороны государства. Педагоги познакомятся с действующими в СНГ нормативными документами по таким вопросам, как защита авторских прав и патентов на изобретения, санитарно-гигиенические требования к игровой продукции, критерии психолого-педагогической экспертизы, профессиональный стандарт "Дизайнер детской игровой среды и продукции". К вышеупомянутому профстандарту пока не разработаны образовательные программы для учебных заведений профессионального и высшего образования. Полагаем, что программа нашего курса «Геймификация в образовании» может быть полезна при их проектировании.

Заключение

В 2015-2016 учебном году в МГУ им. А.А. Кулешова было выполнено 39 работ (курсовых, дипломных) по психолого-педагогической апробации игр и игровых технологий, по следующим направлениям:

в детских садах и начальной школе – апробировались игры по безопасности дорожного движения, развитию логического мышления, игровая среда В.Воскобовича;

в коррекционных группах детсада – апробировались игры по развитию интеллекта;

в средней школе – апробировались игры по развитию интеллекта и творческого воображения детей, игры по русскому и английскому языку, по истории и обществоведению;

со старшеклассниками - экономические игры по инновационному предпринимательству, игровые технологии обучения изобретательству, интерактивные технологии обучения энергосбережению.

Студенты получили опыт использования десятков диагностических психологических методик в реальных условиях, исследуя влияние игр на развитие детей. По итогам выполненных работ 8 студентов выступили с докладами на студенческой научной конференции МГУ им. А,А. Кулешова, тезисы их работ опубликованы. Лабораторией игровых технологий в образовании готовится к изданию сборник модифицированных и разработанных студентами игр для организации учебного процесса в учреждениях образования. Ещё до окончания Университета наши студенты будет иметь собственные авторские разработки и публикации. А далее – можно планировать магистерские и кандидатские диссертации, внедрять свои разработки в практику образовательных учреждений и семьи.

Таким образом, в процедуре психолого-педагогической апробации ИГРА проходит следующий цикл: от инструмента развития ребенка - к инструменту развития профессиональных качеств педагога и психолога – и далее становится объектом для развития творческих способностей, образно говоря - СОЗИДАНИЯ СОЗИДАТЕЛЕЙ игр.

Полагаем, что использование процедуры психолого-педагогической апробации игр и игровых технологий в учебном процессе будет полезно университетам для обучения студентов педагогических и психологических специальностей.

Список литературы

  1. Информационный портал «Бусел». Инструкция о порядке проведения психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек [Электронный ресурс]: http://www.busel.org/texts/cat5kp/id5xwucut.htm  (Дата доступа 22.09.2015).
  2. Информационный портал «Гарант». Профессиональный стандарт «Дизайнер детской игровой среды и продукции" (рег. N 35113 от 9.12.2014 г. Минтруда РФ) [Электронный ресурс]: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70722132/#1000  (Дата доступа 16.02.2016).
  3.   Козырева Н.А., Котлярова Э.В. Научно-теоретические основы апробации настольных игр по безопасности дорожного движения для детей дошкольного возраста. Дошкольное образование: наука – практике: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. – 380с. ISBN 978-985-568-126-8 с. 177-180.
  4.   Козырева Н.А. Начинай изобретать! – М.: ГБОУ «ИннАрт», 2014. – 150с.
  5.   Козырева Н.А. Элементы ТРИЗ в творчестве российских изобретателей игр. Сборник докладов конференции "Теория и практика решения изобретательских задач". - Москва 2007, 328 стр., c.160-166.
  6.   Смирнова Е. О., Абдулаева Е. А., Соколова М.В. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек в Германии и России (сравнительный анализ критериев оценки) // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 81–88.
Категория: Лаборатория игровых технологий в образовании | Добавил: kozyreva | Теги: игровой комплекс, психолого-педагогическая апробацияи, концепция, Лаборатория игровых технологий, Козырева Н.А.
Просмотров: 29 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz