ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Пятница, 29.03.2024, 11:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Общесистемные статьи [3]
Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" [19]
для детей 3-7 лет
Экономическая игра «ВЫБИРАЮ УСПЕХ» [6]
для детей от 10 лет, подростков и взрослых
Компьютерная игра "Неваляшка" [3]
для детей от 9 лет, подростков, студентов технических ВУЗов
Игра "ХОРОВОД СКАЗОК" [7]
для детей 7-12 лет
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Система развивающих игр Н.Козыревой » Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК"

Апробация игры Теремок Сказок
17.01.2013, 18:18

Размещаю на сайте свою первую студенческую работу по Теремкам Сказок.

Экспериментальная апробация наглядного пособия- авторской игры "ТЕРЕМОК СКАЗОК"

 Работу выполнила студентка 1 курса группа «Ж»

   ОЗО ФДВ   Козырева Н.А.

 Могилев,  май  1998 г.

Оглавление:                                                                     

ВВЕДЕНИЕ

1.  Проблема развития познавательных процессов в психолого-педагогической  литературе

1.1. Семиотическая деятельность как  способ развития познавательных процессов

1.1.1. Выявление роли знака в развитии психики ребенка

1.1.2. Развитие как семиотическая деятельность

1.1.3. Виды семиотической деятельности

1.1.4.  Применение семиотического   моделирования в практике

1.2. Возможности саморазвития процесса  мышления

1.3.  Значение ролевого содержания игры для формирования

успешной деятельности

ВЫВОДЫ

2.  Экспериментальная апробация наглядного пособия  «Игра «Теремок Сказок» в средней группе детского сада

2.1. Теоретические основы создания наглядного пособия 

«Игра «Теремок Сказок»

2.2. Описание наглядного пособия  «Игра «Теремок Сказок»

2.3. Организация и методы исследования

2.4.  Выбор группы испытуемых

2.5.  Гипотеза исследований

2.6.  План эксперимента с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК»

2.7.  Контрольные методики

2.8. Оценка результатов

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.  Проблема развития познавательных процессов в психолого-педагогической  литературе

      Одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является формирование и способностей, т.е. психических качеств, необходимых для овладения разными видами деятельности и их успешного выполнения.

       Среди  многих видов способностей весьма значительное место занимают познавательные способности, относящиеся к сфере познания ребенком окружающего мира: восприятие предметов и их внешних свойств (сенсорные способности) и мышления, выявления скрытых свойств вещей, их связей и отношений ( интеллектуальные способности) [2]

 

1.1. Семиотическая деятельность как  способ развития  познавательных процессов

 1.1.1. Выявление роли знака в развитии психики ребенка

             Основной закон поведения - закон стимула-реакции.  Анализируя формы поведения, которые происходили при реакции выбора, Выготский заметил как бы «расслоение»  примитивной структуры. Между стимулом, на который направлено внимание человека, и реакцией человека выдвигается новый промежуточный член (средний  стимул), и вся операция принимает характер опосредованного акта. В экспериментах Выготский  наблюдал, как в зависимости от изменения места среднего стимула (знака) в поведении изменяется и сама структура всего процесса. Достаточно было обратиться к словам   в качестве  средств запоминания,  для того чтобы все процессы, связанные с запоминанием инструкции, приняли одно направление. Но стоило только эти слова заменить бессмысленными геометрическими фигурами, как весь процесс принимал иное направление. Выготский полагает возможным выдвинуть в виде общего правила следующее: в высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления. [4, стр. 116]

            Характер употребляемого знака является тем основным моментом, в зависимости от которого  конструируется весь остальной процесс. Самым существенным отношением, лежащим в основе высшей структуры, является особая форма организации всего процесса, заключаящаяся в том, что  процесс конструируется с помощью вовлечения в ситуацию известных искусственных стимулов, выполняющих роль знаков.  Таким образом, функционально различная роль двух стимулов  и их связи между собой служит  основой тех связей и отношений, которые образуют самый процесс.[4,стр.117]

Основу структуры культурных форм поведения составляет опосредованная деятельность, использование внешних знаков в качестве средства дальнейшего развития поведения. Таким образом, выделение функций, употребление знака имеют особо важное значение во всем культурном развитии. [4,Стр. 148]

 .....

 1.3. Значение ролевого содержания игры для формирования  успешной деятельности

По Эльконину, игра выступает как такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на  новый, более  высокий этап - умственных действий с опорой на речь.  Функциональное развитие игровых действий  вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону  ближайшего развития умственных действий [12]. 

Ролевая игра, по Эльконину, содержит в себе скрытое правило,  и что развитие  ролевых игр идет от игр  с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями.  В игре происходит существенная перестройка  поведения ребенка - оно становится произвольным. ( поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном). Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующее влияние на выполнение действий, в которых роль находит свое воплощение.

Эльконин  поставил задачу найти тот психологический механизм, через который  мотивы могут оказывать это воздействие.

            Эксперименты, проведенные З.В. Мануйленко, показали, что  ребенок в  присутствии группы выполнял  роль дольше  и более строго, чем с ситуации одиночества. Дети иногда указывали исполнителю роли на необходимость определенного поведения. Присутствие детей как бы усиливало контроль  за своим поведением и со стороны самого исполнителя.

            Ролевое поведение является сложно организованным. В нем есть образец, выступающий, с одной стороны, как ориентирующее поведение, и с другой стороны, как эталон для контроля. В нем есть выполнение действий, определенных образцом, в нем есть сравнение с образцом, т.е. контроль. Таким образом, при выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т.е. «рефлексия» Функция контроля еще очень слаба  и часто требует поддержки со стороны ситуации, участников игры. В этом слабость зарождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь зарождается.

            Как установил Эльконин, содержание роли главным образом сосредоточено вокруг норм отношений между людьми, т.е. ее основным содержанием являются  нормы поведения, существующие в мире взрослых людей. Нормы, лежащие в основе человечески взаимоотношений, через игру становятся источником развития морали самого ребенка. Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии. 

ВЫВОДЫ

           1.  Успешность выполнения задания зависит от вида применяемого семиотического средства.

2.  Ребенок успешнее осваивает новые виды семиотических  деятельности, если  в задании используется известный ему материал.

3.  Для реализации возможностей  саморазвития процесса мышления  в задании  желательно заложить «тайну», которая бы вела  ребенка от  незнания к знанию.

4.  Ролевая установка увеличивает успешность выполнения задания.

5.  Задания по освоению новых видов семиотической деятельности должны быть построены  системно с учетом  ведущей деятельности ребенка.

 

2.  Экспериментальная апробация наглядного пособия  «Игра «Теремок Сказок» в средней группе детского сада

2.1. Теоретические основы создания наглядного пособия  «Игра «Теремок Сказок»

Исходя из вышеизложенного, автором было разработано наглядное пособие «Игра «Теремок Сказок». Исходя из  названного  Пиаже закона осознания трудности (установлен Э.Клапаредом), который  говорит: «ребенок осознает свои операции только в меру неудачного приспособления»,  все игровые задания построены с учетом  того, чтобы ребенок мог исправить неудачное приспособление.

Эта  система  заданий для детей на основе сказок, в которой  заложены следующие возможности:

1.  Применяемое семиотическое средство - сказки, хорошо знакомые детям

2.  Игровая ситуация содержит «тайну», которую ребенок должен распутать.

3.  Ролевая установка «Сыщик» предполагает  высокую мотивацию выполнение ребенком исследовательских действий по различению и сравнению формы, размеров, героев.

4.  Задания по освоению новых видов семиотической деятельности построены  системно с учетом  ведущей деятельности ребенка - ролевой игры и наглядно-образного мышления.

5.  Материал игры дает возможность развивать различные виды семиотической  деятельности - замещение, схематизация, кодирование, моделирование.

6.  Материал игры дает возможность взрослому  продуцировать со внешний план свои собственные семиотические приемы для дальнейшего распредмечивания и присвоения их ребенком.

 

2.2. Описание наглядного авторского пособия  «Игра «Теремок Сказок»

Игра состоит из набора карточек с сюжетами известных  русских народных сказок и набора  простых геометрических фигур  с нарисованными на них  героями этих сказок. На каждой картинке  "вырезаны” некоторые герои, причем  "вырезаны” в форме  простых геометрических фигур  - круг, квадрат, треугольник.  На  разных картинках  размеры   вырезанных фигур различны  - всего  2-3 типоразмера . 

     Набор  героев сказок, выполненных  на простых геометрических фигурах разных типоразмеров,    дает возможность выполнять многие рекомендуемые дидактические игры  по  различению цвета, формы, размеров, количества в более занимательной сказочной форме. Настольная игра «Теремок Сказок» развивает наблюдательность, память, моторику рук,  умение  удерживать внимание, классифицировать  героев, сочинять загадки, различать форму, размеры, количество.

   Материал игры дает  большие возможности также  для заданий по развитию речи. " Отсутствие "  на картинке  некоторых героев  позволяет   выполнять   задания  по  "развлекательной комбинаторике” -  сочинению новых сказок.    Про "спрятавшегося” героя можно сочинить загадку.  


2.3. Организация и методы исследования

 Для  проведения испытаний была разработана  специальная  методика . Детям предлагалось 4 задания с карточками и вкладышами.

            В первом задании надо было выбрать всех героев, которые относятся к сказке «Три поросенка». Вид семиотической деятельности - схематизация.

            Во втором задании  надо было выбрать нужных героев из  круглых, квадратных, треугольных  вкладышей. Вид семиотической деятельности -  замещение.

            В третьем задании надо было выбрать нужных героев из различных по размеру вкладышей - больших и маленьких. Вид семиотической деятельности -  замещение.

            В четвертом задании предлагалось сводное задание на классификацию по трем параметрам - герой, форма,  размер. Вид семиотической деятельности -  замещение.

 

2.4. Выбор группы испытуемых

Для проведения экспериментальной части работы было отобрано  24 ребенка  из д/с № 80 г. Могилева. Возраст детей - от 3 лет 11 мес. до 5лет 3 мес.


2.5.  Гипотеза исследований

            В ходе игр со наглядным пособием «ТЕРЕМОК СКАЗОК» ребенок должен научиться  семиотической деятельности по различению формы, размеров  с использованием  нового семиотического средства -   героев сказок.

Эта деятельность должна проходить успешнее, чем на  незнакомом для ребенка материале - абстрактном цвете, форме, размерам.


2.6.  План эксперимента с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК»

           Разработана методика проведения эксперимента. Подготовлена методичка «Испытания» для воспитателей ( приложение № 1)

            Для проведения  эксперимента с детьми были выделены 4 задачи:

1.  Выбор нужных по сюжету сказки «Три поросенка» героев из 18 геометрических фигур. Каждый герой был на 6 картинках - разных формы и размера.

В этом случае  в протоколе фиксировалось, какие  фигуры не смог найти ребенок  

2.  Выбор  героев нужной формы - отдельно  из круглых, треугольных, квадратных клеток, подходящих по  смыслу к карточкам сказки «Красная Шапочка».

В этом случае  в протоколе фиксировалось, какие  фигуры не смог найти ребенок , а также количество подсказок.

3. Выбор  героев нужного размера - отдельно больших и маленьких клеток, подходящих по  смыслу к карточкам сказки «Кот, Лиса и Петух».

В этом случае  в протоколе фиксировалось, какие  клетки  не смог найти ребенок , а также количество подсказок.

4. Выбор  и  вложение в карточки  сказки «Три поросенка» героев из 18 геометрических фигур.

Это задача на  классификацию по 3-м признакам сразу -  герой, форма, размер.

В этом случае  в протоколе фиксировалось, какие  ошибки делал ребенок до тех пор, пока не сделал правильно. Подсказки исключались.

 Форма  протокола  прилагается (  Приложение № 1).

Протоколы  испытаний прилагаются  (  Приложение № 2).

 

2.7. Контрольные  методики

 Для  оценки интеллекта применялись две методики . Одна - так называемый «тест на рисуночный интеллект» (Гудинаф-Харрис), где оценка выставляется по 73 параметрам по рисунку человека. Примеры протоколов прилагаются ( см. Приложение № 3).

Вторая методика была разработана специально для данной работы. Она    проверяет  возможности ребенка классифицировать  незнакомые им по смыслу, абстрактные  предметы по трем признакам одновременно.

С этой целью было подготовлено 6 картонных карточек размером 10х14 см, каждая - одного цвета ( желтый, синий, зеленый, коричневый, оранжевый. Фиолетовый). На каждой карточке была наклеена белая геометрическая фигура -  круг, треугольник, квадрат , причем разных размеров - маленькие и большие.   Был также набор из 30 геометрических фигур -  круг, треугольник, квадрат ,  разных размеров - маленькие и большие, и разных цветов, соответствующих цветам карточек. Ребенок должен «закрыть окошко» в карточке-домике. Оценкой является количество ошибок, причем чем выше оценка, тем ниже способность к классификации по 3-м признакам одновременно. Примеры протоколов прилагаются ( см. Приложение № 4).

            Для оценки художественных способностей ребенка применялась «диагностика для выявления навыков изобразительной деятельности детей средней группы», состоящая из 8 методик, так называемый «срез». Оценка по срезу представляет собой сумму оценок, полученных ребенком по  результатам выполнения всех 8 заданий: «Прятки», «Веселые петрушки»,«Мотылек», «Волшебный цветок», «Веселые барашки пасутся на лугу», «Посылка для зверей», «Домики», «Веселые зайчата»

.  Описание методики, примеры протоколов и результаты детей отражены в контрольной работе  Астравцовой Л.В.

           

2.8. Оценка результатов 

 Полученные результаты обработаны и данные сведены в таблицу  ( см. Приложение № 5).

Построенные графики количества ошибок детей  и их рисуночного интеллекта для девочек и мальчиков отдельно не показали, что не существует статистически заметной корреляции  по полу детей - результаты  аналогичны

( см. Приложение № 6).

Не выявлено также корреляции по рисуночному интеллекту, количеству ошибок в зависимости от возраста детей  ( см. Приложение № 7).

Не выявлено также корреляции по оценке среза, количеству ошибок в контрольном эксперименте по 3-х предметной классификации в зависимости от рисуночного интеллекта ( см. Приложение № 8).

Однако обнаружена  корреляция  между рисуночным интеллектом детей и количеством необходимых им для успешного выполнения задания подсказок -  при значении рис. интеллекта более 25  количество подсказок не превышает 4, в то время как при интеллекте до 25  подсказки составляют от 2 до 9 ( см. Приложение № 9).

Интересна динамика ошибок в 4-х заданиях с игрой «ТЕРЕМОК СКАЗОК» . Заметно резкое снижение количества ошибок в последнем задании, на классификацию по 3-м признакам,  в сравнении с первым  заданием. Это может свидетельствовать об обучаемости детей в процессе проведения эксперимента ( см. Приложение № 10).

При сравнении  выполнения заданий на классификацию по 3-м признакам  в игре «ТЕРЕМОК СКАЗОК» и в контрольном эксперименте с абстрактными  цветными карточками, заметно, что «сказочные» задания выполнили все дети, причем со значительном меньшим числом ошибок. При этом следует заметить, что контрольный эксперимент проводился  через 2 месяца после «сказочного», т.е. дети подросли. Однако их результаты на «безличную» классификацию заметно хуже ( см. Приложение № 11).

           

ВЫВОДЫ

            На основании   графиков  динамики ошибок (приложение № 10) и  выполнения заданий на классификацию (приложение № 11) можно сделать следующие выводы:

1.  При последовательном выполнении заданий в игре «ТЕРЕМОК СКАЗОК» у детей происходит резкое снижение количества ошибок, т.е. они обучаются.

2.  При этом аналогичное задание на незнакомом, абстрактном для них материале они выполняют хуже.

           

Это подтверждает выдвинутую в начале работы гипотезу.

 

© Козырева Н.А., 1998г.

www.teremok-skazok.ucoz.ru, www.kozyreva.ucoz.ru,   e-mail: nellydelf@mail.ru

Категория: Игра "ТЕРЕМОК СКАЗОК" | Добавил: kozyreva | Теги: семиотические функции игры, игра для дошкольников, ТЕРЕМОК СКАЗОК, развитие речи, Н.Козырева, апробация игр, мышление
Просмотров: 982 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz