ЖизнеТворчество!

Главная | Регистрация | Вход
Среда, 20.06.2018, 08:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ [10]
ВЫСТАВКА ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ [5]
Молодежный бизнес-инкубатор [17]
Конкурс "Инновационная игрушка-2009" [5]
информация по участию
ТРИЗ [35]
про ТРИЗ-методики
Московская Школа Изобретаталей [27]
ИннАрт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 357
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Развитие инновационного мышления по ТРИЗ » НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ

ТРИЗ: прогноз развития технической системы (СКАЧАТЬ ТЕКСТ)
13.10.2008, 22:46

 

творчество, креативная идея, изобретение, обучение ТРИЗ, НТТМ, психология, инновации, деловая игра

 

Введение

Известные теоретики ТРИЗ - Альтшуллер, Злотин, Саломатов, Петров - предлагают  свои версии законов развития систем [1-4]. Важной задачей для преподавателя ТРИЗ является обучение слушателей различным вариантам законов развития, линий развития и прогнозированию развития систем.  Для  наглядности обучения нами разработана таблица.

Она  является  совмещением структурной матрицы и схемы закономерностей  развития технических систем [5, 6]. Это позволяет  систематизировать в одном визуально  обозримом документе  совокупность всех технических решений по  системе,  используемых типовых приёмов разрешения противоречий, диагностировать этап развития системы и её подсистем, прогнозировать их  дальнейшее развитие на основе ТРИЗ и проводить обучение.

1.0.          Описание таблицы

Таблица 1 составлена   в процессе обучения законам развития систем  на примере игрушки «Неваляшка» МКИ А 63 Н 15/06.  В ячейках таблицы записаны номера изобретений по нашему учебному фонду изобретений.
 
ВНИМАНИЕ! Форма таблицы и полный текст статьи высылается по запросу на  nellydelf@mail.ru
 

1.1. На вертикальной оси таблицы 1 расположены закономерности развития систем во временном порядке (по этапам её развития). Записан порядковый номер этапа развития, его название, основной  действующий на этом этапе закон. Формулировка закона приведена по Саломатову [2]. Этапы развития  специально расположены  по строкам "снизу-вверх". На наш взгляд, человек визуально воспринимает  «развитие» как процесс, направленный «вверх».  Этапы 1-7 наглядно показывают действие закона повышения идеальности системы (увеличение ГФП - главной полезной функции).

1.2. На горизонтальной оси  таблицы расположены  этапы  реализации закона перехода с макро- на микроуровень  и закона увеличения степени вепольности. Для того чтобы линии развития вещества и поля всегда были “перед глазами слушателей” при обучении и прогнозировании, мы записываем  в этой части таблицы формулировки, которые предлагаются в работах [1-3]. Так, линию развития “вещества”  мы  показываем следующим образом (по этапам) :

сплошное (узлы-детали) – гибкое (шарнирное) – дробление

слоистое- волокнистое – матричное – капиллярно-пористое

мелкие частицы

агрегаты молекул

молекулы- атомы - ионы

1.3. Формулировка  основных процессов, которые происходят  с системой, записана в ячейках  (табл.2) на пересечении  строки (этап развития) и столбца (этапы перехода с макро- на микроуровень) [2]. 

Таблица 2: пример заполнения ячейки таблицы

    1

Создание

Закон полноты частей системы:

Все звенья основной  функциональной цепочки должны быть  минимально жизнеспособны

Улучшение (выделение) нужного свойства

№ изобретения           (или условное обозначение)

4                         48,66        14 /1979 (1)                     

11                       47

40

    

Закон перехода с макро- на микро-уровень

Сплошное                Слоистое            Мелкие               Агрегаты                Молекулы

(узлы, детали)       Волокнистое        частицы               молекул                Атомы

Гибкое                    Матричное                                                                     Ионы

(шарниры)              КПМ

Дробление                                  

В эти же ячейки при обучении  мы предлагаем раскладывать карточки - визуальные схемы изобретений. При прогнозировании здесь надо записывать условную информацию об изобретениях.

1.4.  Аналогичные этапы развития  и этапы  реализации закона перехода с макро- на микроуровень проходят би- и поли-системы. Для каждой из них  можно построить такую же таблицу.  Однако мы считаем, что  для упрощения работы целесообразно отразить  это введением  справа  одного или двух  столбцов (5,6), характеризующих  закономерность перехода от  моно-системы к би- и полисистемам. Мы расположили   в ячейках предложенные Ю. Саломатовым    условные обозначения  - для наглядности обучения [2].  Такая графика в таблице позволяет одновременно  анализировать моно-систему и видеть  её дальнейшее развитие в качестве  би- и поли-систем.

            2.  Правила заполнения таблицы

При использовании таблицы для обучения  необходимо пользоваться только карточками - визуальными схемами изобретений (см. п. 3.3). При использовании таблицы для  анализа и прогнозирования развития системы квалифицированными ТРИЗ-пользователями:

                                                       ТЕКСТ ПРОПУЩЕН...

3.0  Методика использования таблицы при  обучении.

3.1.ТЕКСТ ПРОПУЩЕН...

4.0 Диагностика этапа развития технической системы

Заполнив таблицу всеми  известными изобретениями (карточками или условными обозначениями), можно сделать наглядный  вывод о том, на каком этапе развития находится данная система и её  отдельные подсистемы. Посмотрите, в каких ячейках есть  записи об изобретениях. На каких этапах находится большинство изобретений? Есть ли изобретения, выходящие «за пределы»  основной  области сосредоточения изобретений?

Мы можем наблюдать  визуально закон неравномерности развития частей  системы. Интерес представляет также информация о том, какие типовые приёмы использовались  наиболее часто. Это позволяет выявить основные технические и физические противоречия данной системы.

ТЕКСТ ПРОПУЩЕН...
5.0. Прогнозирование дальнейшего развития технической системы

Таблица  показывает возможные направления развития любой системы,  потому что заранее содержит избыточную информацию – линии развития вещества, поля. В любой  конкретной системе могут реализоваться несколько сценариев развития, но все они «видны» в таблице. Для анализа развития подсистем мы вводим  в таблицу ещё один столбец -  в нём расположены  названия основных подсистем технической системы [2]. Затем в каждой ячейке таблицы информация дополнительно “распределяется” по подсистемам.  Прогнозирование может осуществляться по нескольким направлениям:

ТЕКСТ ПРОПУЩЕН...
6.0 Пример экспресс-прогноза технической системы «Неваляшка».
ТЕКСТ ПРОПУЩЕН...

7.0. Возможность использования известных методик прогнозирования на базе ТРИЗ и предлагаемой таблицы

Б. Злотин, А. Зусман [3] и В. Петров [4] описывают свои алгоритмы для прогнозирования развития системы на базе ТРИЗ. Они предлагают изучить историю системы, строить структурные, функциональные и др. таблицы, модели, линии развития  подсистем. 

Наша таблица  позволяет  наглядно совместить в себе результаты исторического анализа патентов, структурной модели,  проследить линии развития подсистем и увидеть направления  дальнейшего совершенствования системы. Поэтому она может использоваться  в любой из известных методик прогнозирования.

Кроме того, вышеупомнянутые авторы отмечают особое требование к высокой квалификации лиц, проводящих прогноз. На наш взгляд, таблица позволяет проводить обучение  не только законам развития систем, но и известным процедурам  прогнозирования.
 

8.0. Область применения таблицы

Данная таблица может использоваться для обучения слушателей школ  НТТМ, ТРИЗ  законам развития технических систем, типовым  приёмам, прогнозированию развития систем. Таблицу могут использовать в своей работе  инженеры-конструкторы, изобретатели. Представленный в наглядной форме  материал по развитию любой технической системы даёт много информации для размышлений и усовершенствования.

 ТЕКСТ ПРОПУЩЕН...
 

 ВНИМАНИЕ! Полный текст статьи высылается по запросу на  nellydelf@mail.ru

 
 
Что ещё можно почитать по этой теме: 

The table for diagnostic and forecasting of the development of Technical system.

http://kozyreva.ucoz.ru/load/0-10, http://kozyreva.ucoz.ru/load/35-1-0-94

а  также на сайте ТРИЗ-группы (Великий Новгород)

 

 

Категория: НЕВАЛЯШКА УЧИТ ИЗОБРЕТАТЬ | Добавил: kozyreva | Теги: инновации, детское изобретательство, деловая игра, психология, творчество, креативная идея, НТТМ, обучение ТРИЗ, изобретение, инженер игрушек
Просмотров: 2657 | Загрузок: 117
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz